Спецификации API. Спецификация и классификация моторных масел по API. Классификации и маркировка моторных масел Sae что за масло
Любой современный автомобиль не обходится без масла, которое кроме того, как в двигатель, также заливается в трансмиссию. На рынке существует целое многообразие этого расходного материала и существует целая таблица вязкости моторных масел. Обозначение вязкости в ней дает возможность с легкостью подобрать необходимый для своего транспортного средства состав. Нужно только хорошо разбираться в таком показателе как вязкость.
Что это такое? Почему вязкость так важна? И вообще, какую важную роль играет масло в двигателе или в элементах трансмиссии? Ответы на эти и прочие вопросы будут представлены в данной статье.
Ключевая роль масла
Важность наличия масла в двигателе сложно переоценить, поскольку на нее возложена самая ответственная задача - снизить трение поверхностей деталей. К сожалению, не все водители придают этому значение. Бывают и те, кто забывает про масло вообще и тогда, в конечном итоге, двигатель полностью выходит из строя из-за существенных повреждений.
Однако у моторного масла есть еще одно не менее важное свойство в зависимости от индекса вязкости. Дело в том, что благодаря масляной смазке заметно улучшается эффективность работы антифриза, а это предотвращает перегрев двигателя.
Во время работы двигателя в нем постоянно происходят механические и термические процессы, из-за которых он может подвергнуться перегреву. Благодаря циркуляции моторного масла, которое добирается до многих деталей, эффективным образом происходит отвод лишнего тепла от силовой установки. При этом оно распределяется между всеми поверхностями, к которым поступает.
Но, помимо отвода тепла и снижения трения, моторное масло собирает разный «мусор». В результате трения деталей образуется металлическая пыль, которая на некоторых моделях автомобилей выглядит как стружка. Циркулируя по двигателю, масло за счет своей вязкости, собирает эту пыль, которая потом оседает в фильтре.
Согласно таблице вязкости эффективность работы зависит от кинематической вязкости. Поэтому стоит подробнее изучить эту характеристику.
Что понимать под термином вязкость?
Все мы слышали, что масло обладает вязкостью, но что это конкретно, понимает далеко не каждый. Под данным определением можно считать основной показатель качества расходного материала. Иными словами, вязкость - это способность сохранять свои текучие свойства под воздействием перепадов температуры. То есть, от самых низких показателей в зимнее время до самых высоких значений летом, при максимальных нагрузках на двигатель.
При этом величина носит не постоянный, а временный характер и зависит от ряда факторов, в числе которых:
- конструкция двигателя;
- режим работы;
- степень износа деталей;
- температура окружающей среды.
Во всех странах мире без исключения введена единая масел - SAE J300, которая может быть представлена в виде таблицы вязкости моторных масел. Первые три буквы - это обозначение американского Общества Автомобильных Инженеров. На английском выглядит так: Society of Automotive Engineers.
Согласно этой системе, условные единицы, которыми маркируется та или иная марка, обозначают степень вязкости по SAE VG (Viscosity Grade). Стоит подробнее рассмотреть, как именно подразделяется расходный материал.
Кинематическая и динамическая вязкость
Существуют два понятия вязкости моторных масел:
- кинематическая;
- динамическая.
Кинематической вязкостью называется способность масла сохранять свою текучесть в условиях нормальной или высокой температуры. При этом, нормой считается 40°C, а повышенной - 100°C. Для измерения кинематической вязкости моторного масла применяют специальные единицы - сантистоксы.
У динамической или абсолютной вязкости нет никакой зависимости от плотности самого расходного материала. Здесь учитывается сила сопротивления двух слоев масла, расположенных на расстоянии сантиметра и движущихся со скоростью 1 см/с. Измерение проводится при помощи специального оборудования - ротационного вискозиметра. Аппарат способен воссоздавать работу моторного масла в условиях максимально приближенными к реальным.
Особенности классификации моторных масел
В зависимости от степени показателя текучести всего насчитывается 12 классов смазочных материалов. При этом все жидкости относятся к зимним и летним сортам (по 6 классов соответственно). Каждая маркировка имеет цифровое либо буквенно-цифровое обозначение (или индекс вязкости).
По большому счету, любое масло способно работать при любых условиях. Однако для показателей SAE важная роль отводится нижнему пределу температуры. У масел с приставкой W к индексу (от слова winter - зима) имеется максимально низкий температурный порог прокачиваемости. Это означает, что запуск двигателя зимой (в особенно морозных условиях) будет произведен безопасно.
Отдельной классификацией удостаиваются всесезонные моторные масла. По SAE они имеют двойное обозначение. То есть сначала указывается значение кинематической вязкости в ходе успешных испытаний при самой низкой,насколько это возможно, температуре. Второе значение, как уже можно понять, при самой максимальной.
Некоторые производители в обозначении определенных масел используют букву W. Так сразу можно догадаться, что это зимнее моторное масло. Все шесть классов маркируются следующим образом:
При необходимости узнать, при какой отрицательной температуре успешно заведется автомобиль, следует от обозначения, стоящего перед буквой W, отнять 40. Например, интересует масло под с индексом SAE 10W. После легкого вычисления получаем искомое значение -30°C.
То есть специальной таблицей вязкости можно даже не пользоваться. Хотя для надежности не помешает удостовериться в правильном выборе.
Летние масла
В классификации масел по SAE у летних расходных материалов в обозначении нет никаких букв, оно и понятно. И их классы в таблице выглядят уже так:
Чем больше индекс, тем выше показатель вязкости у масла. То есть, для жаркого климата оно имеет более густую консистенцию. По этой причине такие масла не допускается использовать при температуре окружающей среды менее 0°C. За счет своей вязкости они лучшим образом проявляют свои свойства лишь в летний зной.
Всесезонные моторные масла
Сочетают в себе все свойства зимних и летних масел. Поэтому имеют также совместное обозначение, разделенное тире. К примеру:
- 0w-50;
- 5w-30;
- 15w-40;
- 20w-30.
Использование иного обозначения для всесезонных масел не допускается (SAE 10w/40 либо SAE 10w/40).
Именно такой тип расходного материала получил наибольшее распространение среди большинства водителей, в силу особого класса вязкости моторного масла. Нет необходимости менять масло дважды за сезон. Однако всесезонное масло подходит лишь тем, кто проживает в средней полосе, где климат более благоприятен.
На что влияет неправильный выбор моторного масла?
Обычно производители автомобилей для каждого двигателя подбирают индивидуальные показатели текучести масла. Это позволяет увеличить КПД двигателя при минимальном его износе. Именно по этой причине стоит придерживаться рекомендаций автопроизводителя в отношении каждой конкретной модели. А советы знакомых и друзей, тем более посторонних лиц, коими являются работники СТО, лучше не воспринимать за истину.
Однако человеческому любопытству никогда не будет предела. Что же может произойти, если использовать «неподходящее» моторное масло? Тут возможно два исхода:
- Низкотемпературная вязкость. В сильные морозы такое масло имеет очень густую консистенцию, что затрудняет его подачу насосом в двигатель. У моторных масел с низкотемпературной вязкостью таких проблем нет (например - 5W). В результате какое-то время мотор после запуска будет работать «в сухую». И пока смазка все-таки доберется до трущихся деталей, они успеют перегреться и износиться.
- В жару ситуация будет складываться не лучшим образом. Моторное масло становится слишком жидким, а поэтому не способно задерживаться на деталях и создавать необходимую смазывающую прослойку. Первой жертвой такого масляного голодания, как правило, является распредвал.
В связи с этим, необходимо правильно выбирать масло для своего автомобиля во избежание серьезных последствий. Главное, чтобы вязкость соответствовала тем условиям, при которых эксплуатируется автомобиль.
Распространенные ошибки
К сожалению, не все водители предпочитают выбирать смазку согласно классификации масел по SAE. Среди них популярны две основные ошибки. Любители быстрой езды отказываются от стандартной смазки и отдают предпочтение спортивным сортам. Однако это верный способ довести двигатель своего автомобиля до «смертного одра». Это первая ошибка.
Другие придерживаются второго ошибочного мнения. Как считают владельцы старых автомобилей, на то время еще не было хорошего моторного масла, которое бы в полной мере удовлетворяло потребности «старушек». Большинство из них уже настроены на капитальный ремонт.
Это в корне неверно, поскольку на каждом этапе совершенствования технологий производства автомобилей, одновременно велись и разработки подходящего моторного масла. Два понятие (двигатель и масло) как бы являются одним целым, и разъединять их недопустимо.
К тому же, многие составы помимо нефтяной составляющей имели различные присадки синтетического происхождения. Поэтому стаж транспортного средства здесь не имеет значения.
В заключение
Таблица составлена не просто так, поскольку именно благодаря ней можно подобрать необходимую смазку для более долгой и эффективной работы двигателя. Следует помнить, что двигатель нуждается не только в регулярном техническом обслуживании, но и в своевременной замене всех расходных материалов, включая смазывающие средства.
Зная классы и стандарты моторных автомасел, водитель всегда будет выбирать правильную рабочую жидкость для своего автомобиля. Сегодня на автомобильном рынке фирмы предлагают огромный выбор моторных масел. Чтобы не переплачивать и не покупать бесполезные товары для вашего авто, стоит разобраться, что собой представляет классификация моторных масел и на какие категории она делится. Для каждого двигателя смазка подбирается по двум основным критериям:
Вязкость по SAE
по сертификации API (США) или ACEA (Европа) – уровень эксплуатационных характеристик.
Прочитав данный материал, вы будете знать, из чего состоит моторное масло, какие присадки добавляются в смазку и как правильно выбирать рабочую жидкость для вашего автомобиля по спецификации.
Моторное масло и присадки – определения и виды
Любое современное масло включает в себя присадки и масляную базу (основу). Масло, содержащее базу на химическом синтезе, называется синтетическим. Минеральная жидкость имеет основу из нефти. Смешивание синтетических и минеральных основ в разных пропорциях приводит к созданию их симбиоза – полусинтетической рабочей жидкости.
База изначально обладает эксплуатационными и смазочными характеристиками, но современный двигатель никогда не будет работать только на их основе. Для обеспечения нужных свойств в автомасла добавляются присадки, которые учитывают срок эксплуатации агрегата и разные режимы работы.
Присадки
Основная задача присадок заключается в изменении синтетической или минеральной основы смазки и добавлении полезных характеристик. Несколько десятков лет назад рабочие жидкости выпускались без присадок, так как двигатели того времени их не требовали. Необходимость появилась с усовершенствованием силовых установок, которые стали отличаться друг от друга и выдавать гораздо больше мощности. На создание рабочей жидкости влияли тип топлива, количество цилиндров, характеристики мощности и т.д. Ведь очевидно, что для «Жигулей» и «Порше» должны быть разные смазки. Их отличие можно заметить по стоимости и качеству.
На сегодняшний день существует огромное количество присадок, ниже приведены самые распространенные их виды:
- противокислительные
- загущающие
- противоизносные
- моющие
- антикоррозионные
- депрессорные
- диспергирующие
Это далеко не полный их список, но стандарты требуют использования данных присадок практически в любом двигателе. К примеру, при функционировании дизельного агрегата появляется большое количество углеродистых отложений, поэтому рабочая жидкость должна обладать повышенными диспергирующими и моющими свойствами. Если говорить о моторах с турбонаддувом, то его должны промывать смазки с повышенной сопротивляемостью к окислению и устойчивостью к температурам.
Перед тем как выпустить машину в продажу, каждый производитель рассчитывает и проверяет, какое масло подходит для двигателя. В автомобильном паспорте присутствует эта информация, поэтому. Также стоит ознакомиться с данными об межсервисных интервалах.
Иногда нам приходится использовать рабочие жидкости от разных фирм. Для примера можно взять экстренную ситуацию, когда подходящего масла с собой нет, а индикация сообщает, что уровень смазки упал. После смешивания мотор необходимо тщательно промыть специальным маслом, которое так и называется – промывочное. Несколько минут агрегат должен проработать на нем, чтобы удалить лишние присадки и остатки масляных основ.
Если этого не сделать, то активные вещества могут навредить работе всей силовой установке и даже вывести её из строя. Их соединение может привести к повышению вязкости, появлению отложений или к вспениванию. Все эти процессы негативно влияют на работу мотора.
API — категории, обозначения, таблицы
Классификация моторных масел по API сегодня является наиболее используемой. Названа она в честь Американского Института Нефтепродуктов (API), который разработал систему спецификации. С её помощью можно подобрать тип смазки с учетом типа мотора и его возраста. Спецификация API также известна как классификация по качеству. Такое название API получила за счет того, что современные моторы становятся более легкими, мощными и требовательными. Производители масел должны разрабатывать новые присадки.
За годы существования API классификация множество раз дополнялась из-за увеличения эксплуатационной характеристики и условий использования. Но принцип остался прежним – и сегодня рабочие жидкости делятся на две категории:
«S» — в эту категорию (Service) входят смазки для 4-тактных бензиновых агрегатов;
«C» — масло с таким обозначением покупают владельцы авто с дизельным агрегатом, так класс подходит для сельскохозяйственной техники.
В зависимости от эксплуатационной характеристики, создатели спецификации решили разделить категорию бензиновых моторов на девять классов, а дизельную «C» — на десять. Масла для дизельных двигателей также маркируются и цифрой, которая говорит, к какому виду дизеля относится смазка – к 4- или к 2-тактному.
Более легкое восприятие обеспечит эта таблица:
При покупке масла рекомендуется обращать внимание на самый последний класс из этой спецификации. Для легкового автомобиля подходят жидкости не ниже SN или SM класса. SM и SN указаны практических во всех книгах по эксплуатации, так как эти классы снижают расход смазки на угар и выдают повышенные характеристики мотора.
Также существуют универсальные масла, которые предназначены для заливания и в дизельные, и в бензиновые силовые установки. Эти виды получили двойную маркировку. Для примера можно взять SJ/SF, SF/CC, SG/CD и другие.
Классификация автомасел по АСЕА
Помимо американской спецификации API, существует европейская маркировка автомасел под названием АСЕА – ассоциация европейских автомобильных производителей. Эти стандарты были приняты вместо спецификации ССМС, которая использовалась на их авто до 1995 года. Требования спецификации АСЕА схожи с API. Автомобилисту полезно знать оба варианта. VW, MAN, Fiat, BMW, DAF, Rolls-Royce, Porsche, Volvo – вот некоторые компании, которые входят в объединение АСЕА.
В европейскую АСЕА входят три класса автомобильных моторных масел – А, В, Е. Для каждого класса предусмотрено несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами. Следующей цифрой будет год введения данного класса в работу. Иногда производитель пишет последнее издание этих норм. Итак, классы современных моторных масел:
А – бензиновые мотора (А1, А2, А3 и А5);
В – дизельные агрегаты для грузовых и легковых машин малой мощности (В1, В2, В3, В4 и В5);
Е – дизельные двигатели для автомобилей с высокой мощности (Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 и Е7).
Как видите, классы АСЕА моторных масел содержат и цифры, которые обозначают уровень требований. Чем выше цифра, тем больше требования к смазке. Только А1 и В1 являются исключением из правила – их решили отнести к рабочим жидкостям, обладающим низким показателем вязкости.
Классификация по вязкости
Помимо спецификации API или ACEA, масла классифицируются и по вязкости – по SAE. Основным показателем любой смазки по SAE является вязкость, а также её изменение при различной температуре (нагрузка в силовой установке, показатели при холодном пуске, эксплуатация в летнее время при высокой температуре).
По вязкости SAE рабочие жидкости делятся следующим образом:
пять летних категорий вязкости (20, 30, 40, 50 и 60);
шесть зимних категорий (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).
Чем больше число стоит перед буквой W, тем выше показатель вязкости у данной рабочей жидкости. Но чаще всего вы покупаете всесезонные автомасла, которые можно сразу отличить по сдвоенному номеру SAE – один показывает класс вязкости при эксплуатации в летний период при повышенной температуре, а второе обозначение гарантирует сохранение вязкости при морозах.
В зависимости от конструкции, мощности мотора, диапазоны температуры и вязкости по SAE существенно отличаются, поэтому к этому показателю нужно относиться серьезно. Обозначение SAE также узлов, которые занимаются обеспечением исправной работы силовой установки. В книжке по эксплуатации и обслуживанью вашего автомобиля указано, какие виды масел по SAE подходят для двигателя.
Подбираем смазку правильно
Мы разобрались в допусках автомобильных моторных масел, но подбор подходящей жидкости зависит и от срока эксплуатации. Это указано и в обозначениях классификаций. Ниже мы приведем основные рекомендации:
если пробег машины еще не достиг 25% от планового ресурса (установка нового мотора), то лучшим выбором будут масла классов 10W30, 5W30;
при пробеге 25-75% от планово ресурса рекомендуется зимой использовать смазки 5W30 или более устойчивую 10W30, летом – SAE 15W40, 10W40, идеальный всесезонный вариант – это SAE 5W40.
если пробег больше 75%, то зимой нужно брать SAE 10W40 и SAE 5W40, летом подойдут 15W40 или 20W40, при предпочтении всесезонных смазок стоит купить SAE 5W40.
Подводим итоги
Как видите, аспектов у допусков автомобильных моторных масел очень много. Зато вы теперь понимаете, что означает маркировка моторных масел для дизельных и бензиновых силовых агрегатов. Эти знания, несомненно, пригодятся вам, ведь придя в любой автомобильный магазин, вы увидите огромное количество автомасел. Теперь вы можете понять их обозначение отличить по вязкости, допустимой температуре, пробегу и т.д.
Многие автомобилисты не хотят вникать в таблицы и определения, ведь всегда можно приехать в официальный автосервис и получить там оригинальное моторное масло. В качестве автомасел от производителя сомневаться не приходится, но далеко не все водители знают, что такие жидкости больше подходят для новых авто.
Смазочные материалы начали использоваться еще задолго до нашей эры. И если раньше в качестве них применялись растительные жиры и жиры животного происхождения, то начиная с 60-х годов прошлого века их заменили продукты нефтепереработки. После этого началось активное развитие и совершенствование моторных масел, а около 70 лет назад появились первые полимерные модификаторы вязкости, благодаря которым вскоре в моторных маслах появились разные классы и разновидности, отвечающие температурному режиму определенного времени года, а также появились всесезонные виды смазочных материалов.
С того момента состав и технические качества масел претерпели множество изменений, однако их основное предназначение осталось неизменным. Моторное масло призвано покрывать тонкой, но при этом прочной, пленкой движущиеся детали, защищая тем самым их от трения между собой.
На сегодняшний день существует несколько систем классификации масел, которые позволяют разделить смазочные материалы по их эксплуатационным качествам, техническим характеристикам, а также назначению. Среди основных общепринятых систем одной из самых известных является классификация моторных масел по API. Она была введена в конце 50-х годов нашего века Американским Институтом Нефти, и основополагающим принципом в ней является классификация по двум категориям - S и C, то есть для бензиновых и дизельных двигателей соответственно.
Спецификации масел S и C
Как уже отмечено выше, система API предполагает деление на две основные категории, однако существует и третье обозначение качества смазочных материалов. Из них каждый вид является самостоятельным:
Все эти стандарты обозначаются индексом из двух букв, например, SN, SM, SH, SG, CF, CI, где второе значение является показателем по уровню эксплуатационных характеристик. При этом, чем ближе к концу латинского алфавита находится буква, имеющаяся в обозначении, тем выше уровень масла по API. Например, такое обозначение на продукте как API SL, SM или SN означает превосходство над API SF.
Бензиновые двигатели: классы качества, их обозначения и расшифровка
Группа | Описание |
---|---|
SN | Смазочные материалы SN отличаются от предшествовавших этой категории SM спецификаций тем, что в них содержится намного меньше фосфора, что наделяет их дополнительными энергосберегающими качествами и делает SN совместимыми с новейшими системами, направленными на нейтрализацию выхлопных газов. Класс SN утвержден осенью 2010 года и применяется в моторах самых современных автомобилей. Стоит отметить, что масла со спецификацией API SN по своим характеристикам близки ACEA C2, C3, C4, поэтому SN могут успешно заменять собой смазку класса SM. |
SM |
SM впервые ввели в конце 2004 года. Этот класс сегодня более распространен, чем CN, ведь он предназначается для современных бензиновых моторов, включая много клапанные и турбированные двигатели. Смазка этой категории разрабатывалась с учетом совершенствования двигателей, поэтому призвана повышать их экологическую безопасность и быть более износостойкой. SM отличается от предыдущей категории SL большей стойкостью к окислению превосходными защитными свойствами от образования осадкой и отложений, что безусловно сказывается на высоком качестве смазочных материалов. Спустя два года после выпуска SM была разработана категория масел для дизельных моторов с обозначением CJ4. Продукты спецификации SM предназначены для автомобилей с 2004 года выпуска, и разработаны именно для них. |
SL |
Класс SL был разработан незадолго до выхода SM и SN. Он разработан для двигателей автомобилей, выпущенных с 2001 года, и абсолютно отвечает всем современным стандартам и требованиям, включая высокую экологичность и энергосбережение. SL предназначаются для современных моторов, в том числе многоклапанных, турбированных и двигателей, приспособленных для работы на обедненных смесях топлива. На смазочных материалах группы SL вполне могут работать и двигатели, для которых предназначены продукты категории SJ. Благодаря таким свойствам, как пониженная летучесть, SL отличаются долгим сохранением своих качеств, благодаря чему интервал замены моторного масла заметно увеличивается. На сегодняшний день эта категория является действующей и широко применяется современными автовладельцами. |
SJ |
Этот класс также является действующим на сегодняшний день. Его утвердили в ноябре 1995 года, хотя сертификацию продукт прошел лишь спустя год. Поэтому масла категории SJ используют для автомобилей с бензиновым двигателем, начиная с 1996 года выпуска. Их успешно применяют в моторах легковых и спортивных авто, а также в двигателях микроавтобусов и небольших грузовых машин. SJ показывает хорошие технические характеристики, в том числе устойчивость к образованию осадков и нагара, а также способность сохранять свои свойства при пониженных температурах. По этим свойствам масла категории SJ очень близки к продуктам класса SH, поэтому вполне пригодны для использования в том случае, когда автопроизводителем рекомендовано использование для машины масла категории SH. |
SH | Эта категория была создана в 1992 году и считается условно действующей. Масла, входящие в эту группу, применяются в моторах авто 1996 года выпуска и ранее. По своим качествам этот класс превосходит масла категории SG, ведь он разрабатывался с целью ее заменить. Поэтому масла класса SH успешно используются для автомобилей, в которых рекомендуется применять SG. |
SG | Класс SG предназначены для моторов, выпущенных в 1193 и раньше. Масла этой категории отличаются превосходной защитой от нагара и устойчивы к процессам окисления и образованию коррозии. Масла SG отвечают всем требованиям для моторных масел, предназначенных для дизельных двигателей API CC, а значит SG могут применяться для машин, в которых производитель рекомендует использовать категории SF и SF/CC, а также SE и SE/CC. |
Спецификация масел для дизельных моторов
Среди современных спецификаций моторных масел наибольшей популярностью пользуются масла класса CI и CF. Именно они разработаны с учетом всех особенностей современных дизельных моторов и отвечают всем стандартам.
CI | Категория CI -4 утверждена в 2002 году. Они рассчитаны на различные дизельные моторы, продукты спецификации CI обладают высокой устойчивостью к окислению и содержат диспергирующие присадки. CI довольно экологичны, по сравнению с предыдущими классами масел. Стоит отметить, что из общей категории CI выделяют еще один класс - CI -4 PLUS. Усовершенствованный класс CI -4Plus выведен с учетом жестких требований к испаряемости масла, его окислению при повышенных температурах и образованию нагара. |
CF | Спецификация CF создана для дизельных моторов с непрямым впрыском. Они отличаются высоким содержанием различных присадок, которые предотвращают отложения на поршнях, а также защищают от износа и образования коррозии внутренних деталей с содержанием меди, к примеру, подшипников. Класс CF может иметь обозначения CF-4 и CF-2, что значит автомасла, предусматривающие применение в четырехтактных и двухтактных (соответственно) дизельных двигателях. При этом CF-4 рассчитаны на двигатели, работающие в ускоренном режиме, а CF-2 идеально подходят для моторов, которые постоянно подвергаются повышенным нагрузкам. |
Видео «Классификации API»
Вязкость моторных масел является важным параметром, влияющим на нормальную работу двигателя и всего автомобиля в целом. При выборе масла для двигателя важно обращать внимание на данную характеристику.
Функции моторного масла
Основной функцией является уменьшение трения между деталями в двигателе путем их смазывания.
Другой не менее важной функцией является участие в охлаждающем процессе. При трении деталей друг о друга образуется мусор в виде стружки и пыли. Масло же за счет циркуляции и захвата микрочастиц очищает двигатель, продлевая срок работы автомобиля.
Что нужно учитывать при выборе масла для автомобиля?
Перед тем как залить смазывающую жидкость в автомобиль, нужно учесть все детали: грузоподъемность, рекомендации в сервисной книге, рабочее топливо. В климате, в котором существенно меняется температура в течение сезона, важно учитывать индекс вязкости. Кинематическая вязкость моторного масла с перепадами температуры меняет свое значение, что приводит к изменению характеристик смазки. Для разных климатических условий и температурного режима необходимо использовать различные масла. Кинематическая вязкость характеризует определенные свойства масла при заданных температурах.
Существует три типа масел: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Отличаются они составом. Например, минеральное состоит из натуральных нефтепродуктов, а синтетическое и полусинтетическое основано на химических синтезированных соединениях. Помимо кинематической, также учитывается динамическая вязкость моторного масла. Ее называет также абсолютной. Она показывает силу сопротивления, которая образуется при движении двух слоев жидкости, отдаленных на 1 см друг от друга. Динамическая вязкость никоим образом не является зависимой от плотности самого вещества, а определяет только сопротивление. Многие автолюбители совершают ошибку при покупке масла, что приводит к ухудшению работы двигателя.
Вязкость моторного масла: таблица
Для того чтобы не допускать таких ошибок, можно воспользоваться специализированными таблицами.
Индекс вязкости |
Диапазон температур, пригодных к использованию (масла низкотемпературные), °С |
от -35 до -30 |
|
от -30 до -25 |
|
от -25 до -20 |
|
от -20 до -15 |
|
от -15 до -10 |
|
Диапазон температур, пригодных к использованию (масла высокотемпературные), °С |
|
от +20 до +25 |
|
от +35 до +40 |
|
от +45 до +50 |
|
от +50 и выше |
Данная таблица разработана американскими специалистами. Она устанавливает следующее соответствие: вязкость моторных масел и их кинематическая и динамическая вязкости. Данная таблица поможет подобрать продукт, учитывая температурный диапазон.
Это важно учитывать, так как при работе двигателя на масле с завышенной или заниженной вязкостью может быть нанесен вред двигателю, а также его рабочим ресурсам.
Классификация моторных масел
Как и для любого продукта, тут тоже существует разделение по некоторым параметрам. Классификация моторных масел по вязкости включает в себя следующие пункты: зимние виды (имеют малую вязкость), летние (имеют высокий уровень вязкости) и, наконец, всесезонные (имеют такую вязкость, которая подстраивается под различные температуры). Благодаря своим характеристикам зимние виды масел позволяют нормализировать работу двигателя при температурах ниже рабочих, но при высоких не могут обеспечить достаточную смазку деталей мотора.
Летние виды из-за своей структуры обеспечивают стабильную работу мотора при высоких температурах, но не при низких. Всесезонные же в условиях высокой температуры ведут себя, как летние, а в условиях низкой - как зимние. Например, вязкость моторного масла 5w40 равна 90, но при нагреве от 40 и до 100 градусов падает до 14 мм 2 /с. Изменяется этот показатель по постепенной кривой. При 40 градусах вязкость будет высокой, а при 100 - низкой. Основными преимуществами моторного масла 5w40 являются: легкий запуск и работа двигателя при температурах, находящихся ниже рабочих, высокая стабильность окисления, более длительное использование, отличные моющие способности, стабильная маслянистая пленка.
Какое масло выбрать для своего автомобиля?
Большинство автолюбителей задаются вопросом о том, какой вязкости лить моторное масло. Ответ на поставленный вопрос для каждого водителя будет свой, так как большую роль играет марка автомобиля и ее характеристики. Чтобы не ошибиться в выборе, в первую очередь необходимо соблюдать все правила и требования к продукту, учитывать оптимальную вязкость моторных масел, прописанную в эксплуатационном руководстве. Самыми популярными маслами российского производства являются 10w40 и 5w40. Первый вариант подходит для температур от -30 до +40 градусов, при этом обеспечивается легкая и безопасная работа двигателя.
Второй вариант подходит для более суровых условий, когда температура оказывается ниже 30 градусов. Выбор масла обусловлен конструкторским решением строения двигателя. Так, масляные трубки бывают разных размеров, поэтому для более узких не подойдет густая субстанция, иначе автомобиль будет работать с недостатком смазывающей жидкости, что приведет к быстрому износу ресурсов. Если в эксплуатационном руководстве не обозначены рекомендуемые марки, то без труда можно самостоятельно узнать вязкость моторного масла. Таблица соответствия доступна на многих тематических ресурсах.
Последствия ошибочного выбора моторного масла
Если моторное масло применяют, нарушая эксплуатационные рекомендации автомобиля, то для двигателя это может обернуться некоторыми последствиями. Среди них выделяют два основных:
- При эксплуатации неправильного масла в зимних условиях двигатель первое время после запуска будет работать всухую, то есть трение между деталями будет высоким, что может привести к быстрому износу и перегреву.
- Летом может быть вызвано масляное голодание, если продукт будет слишком жидким и не сможет покрывать пленкой взаимодействующие детали.
Но вязкость синтетического моторного масла стоит на таком уровне, что придает ему хорошую текучесть. Это позволяет работать при низких и в то же время при высоких температурах.
В данное время выбор моторных масел просто огромный. Сегодня легко запутаться при выборе соответствующего состава, так как существует очень много видов с различными присадками и промывками. Нередко производитель автомобилей и комплектующих сам рекомендует моторное масло. Но чаще заключается контракт с производителем, поэтому не стоит полностью доверять такой рекламе. Мы рекомендуем пользоваться другими методами определения лучшей марки с необходимой вязкостью моторного масла для вашего автомобиля.
Стандарт SAE: как по нему определить вязкость?
Данный стандарт не устанавливает параметры моторного масла. Но по цифро-буквенной маркировке можно легко определить эксплуатационную температуру и сезонность. Например, что означает 0w-20? Расшифровать по стандарту вязкость моторного масла довольно легко.
Например, число 20 является температурной вязкостью масляного состава, W означает, что данный продукт можно использовать зимой, 0 - минимальная возможная температура, при которой можно заводить двигатель.
Лучшее значение вязкости для автомобиля
Существует мнение, что при рабочих температурах лучше, если вязкость будет высокая. Необходимое машине масло указано в руководстве, приложенное к автомобилю. При несоблюдении этого может упасть мощность двигателя и долговечность соприкасающихся деталей. Обеспечение максимальной мощности автомобиля - одна из главных задач конструктора. Поэтому очень важны зазоры между соприкасающимися деталями в поршне, а также вязкость масла, использующегося при этом. Но при изменении температуры могут поменяться параметры смазки.
Что ещё необходимо знать?
При рабочей температуре вязкость моторных масел изменяется по известной кривой в допустимых рамках в соответствии с особенностью двигателя. При замене смазки постоянно необходимо учитывать диапазон между зимними и летними показателями средней температуры. Чем он больше, тем меньше должен быть интервал замены моторной жидкости. Вязкость масел влияет на эксплуатационный срок двигателя и, как итог, всего транспортного средства. Для увеличения срока необходимо подбирать оптимальную по всем параметрам смазывающую жидкость.
Параметры следующие: высокотемпературные и низкотемпературные. К первым относятся кинематическая и динамическая вязкость. Ко вторым - прокачиваемость и проворачиваемость. Также стоит помнить о том, что при использовании моторного масла некоторая его часть (обычно 5-10%) остается в двигателе. Поэтому важно использовать только одну марку. Так как неизвестно, каким образом два разных состава поведут себя при соединении, и какие химические реакции могут произойти. Но если необходимо использовать другую смазочную жидкость, то важно провести полную промывку двигателя тем продуктом, который вы собираетесь использовать.
Есть множество видов масел для двигателя и выбрать нужное порою нелегко. Но для конкретного ДВС требуется автомобильное масло, соответствующее требованиям автопроизводителя. О параметрах, влияющих на классификацию, поговорим ниже.
Классификация
Различие по области применения
Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).
Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).
Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива. Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).
Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:
- буква S («Service») – бензиновые моторы;
- С («Commercial») – дизельные.
Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов - для них и предназначено масло.
Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.
Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.
Пояснения API (бензин)
Классификация по стандарту API с небольшими пояснениями:
Бензиновые автомобильные двигатели:
- SC - разработка автомобилей (двигателей) до 1964 года;
- SD - до 1964-68 годов;
- SE - до 1969-72 годов;
- SF - до 1973-88 годов;
- SG - до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации);
- SH -до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации);
- SJ - до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства);
- SL - до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный);
- SM - машины (моторы) с 2004 года;
- SL+: усиленная сопротивляемость к окислительному процессу.
Прежде, чем залить масло другой марки в двигатель следует знать: показатель API используется исключительно по нарастающей. Класс не рекомендовано изменять свыше двух уровней.
Пример: ранее использовалось моторное масло SH, тогда следующая марка будет – SJ, ибо масляный состав классом выше обогащен всеми присадками предыдущего.
Пояснения API (дизель)
Классификация для дизельных силовых установок:
- CB - машины (моторы), спроектированные до 1961 года (высокая концентрация серы);
- CC - до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации);
- CD - до 1990 года (топливо содержит H2SO4 в большом количестве; суровые условия эксплуатации);
- CE - до 1990 года (турбонаддув);
- CF - до/с 90 года, (турбонаддув);
- CG-4 - до/с 94 года (турбонаддув);
- CH-4 - до/с 98 года (высокие нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США);
- CI-4 - машины (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR;
- CI-4+ (plus) - идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США).
Группировка по свойствам вязкости/температуры
На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.
Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.
Пример: масляный состав 10W-40
W – адаптация к низким температурам (зима).
10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.
40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.
Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.
В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.
Вязкость (отрицательные температуры)
Температурные границы следующие:
- 0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
- 5W –до -30о C;
- 10W – до -25o C;
- 15W – до -20o C;
- 20W – до -15o C.
Вязкость (высокие температуры)
Границы следующие:
- 30 - использование масла до +25/30o C;
- 40 - до +40o C;
- 50 - до +50o C ;
- 60 - свыше 50o C.
Вывод: низшая цифра соответствует жидкому маслу; высшая – густому. Моторное масло 10W-30 должно использоваться при температурных режимах: -20 /+25 градусов.
Стандарт ACEA
Это классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается в качестве наименования организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт введен в 1996 году.
ACEA подразумевает под собой евро-стандарты физико-химических исследований. Однако с 01/03/1998 классификация подвергнута пересмотру, в результате которого введены иные нормы, действующие с 01/03/00 г. На основание этого, полное наименование – ACEA-98.
Европейский стандарт имеет сильное сходство с международным – API. Однако ACEA требовательней по ряду параметров:
- бензиновый/дизельный двигатель обозначается буквенными символами – А либо В. Класс А подразумевает три степени применения, класс В – четыре;
- грузовая машина (дизельная силовая установка) и эксплуатирующийся в жестких условиях обозначен буквой «Е». Четыре степени применения.
Цифровое значение, идущее после буквы означает требования стандарта: высокие цифры соответствуют более строгим требованиям.
Итого: моторное масло A3/B3 стандарта ACEA аналогично по свойствам, параметрам SL/CF (API). Однако европейская классификация подразумевает под собой использованием специальных классов масел. Причина – массовое производство в Старом Свете автомобилей с турбированными моторами малого объема, которые испытывают высокие нагрузки. Такие автомобильные масляные составы должны нести помимо основной функции еще и защиту элементов ДВС, а также быть с минимальной степенью вязкости с целью:
- снижение мощностных потерь на трение;
- улучшения экологических показателей.
На основе этого моторное масло типа A5/B5 (ACEA) предпочтительней по ряду параметров, нежели SM/CI-4 (API).
Изменение состава
Классификация ACEA может претерпевать реформы, отталкиваясь от конкретной автомобильной марки. Это связано с различными технологиями, применяемыми в своих двигателях европейскими автопроизводителями.
Поэтому для определенного типа силового агрегата, разработанного автомобильным производителем необходимо использование более точных требований, которые предусматривает классификация.
Пример: легковые автомобили с современными силовыми установками (BMW, VW Group) оборудованы прогрессивными электронными системами. Они соответствуют стандарту ACEA и требуют особого состава масла.
Сегмент грузового транспорта (дизельная силовая установка) имеет лидеров в виде Scania, MAN, Volvo – эти машины также соответствуют стандартам и задают планку лучших масел Класс элитарных авто традиционно возглавляет Mercedes-Benz.
Стандарт ISLAC
Американские производители автомобилей вместе с японскими имеют собственный стандарт и классификацию – ISLAC. Он практически полностью идентичен международному API, поэтому выбрать можно и то, и другое.
Маркировка для бензиновых двигателей:
- GL-2 (ISLAC) = SJ (API);
- GL-3 (ISLAC) = SL (API) соответственно, и так далее.
Группа JASO DX-1 выделена отдельно – это японские машины с турбодизельными силовыми установками, соответствующие стандарту ISLAC. Эта маркировка также подходит для современных моторов с высокими экологическими нормами и оборудованными турбонаддувом.
Стандарты ГОСТ
Классификация по ГОСТу применялась в СССР, а также в странах-союзниках, где использовалась техника советского образца. Стандарты предусматривают свойства вязкости/температуры, область применения. Классификация API в пределах ГОСТ обозначается русскими буквами. Определенная буква отвечает за конкретный класс и вид силового агрегата.
Аналогично и с SAE. Только вместо буквы «W» (зима) пишется русская «З».
Выбираем грамотно
Чтобы грамотно выбрать моторное масло, помимо маркеровочных обозначений/температурных критериев эксплуатации автомобиля нужно придерживаться дополнительных критериев:
- для нового мотора, не выработавшего четверти от заявленного ресурса надо выбирать масло 5W30 /10W30 (SAE);
- двигатель со среднем наработанным ресурсом (25-75%) более лоялен. Для него можно выбирать моторное масло типа 15W40/5W30/10W30 –зимняя эксплуатация. Универсальная эксплуатация: 5W40;
- отработанный ресурс – 75% и более. Рекомендовано выбирать 15W40 /20W40 (SAE) – лето. Зимняя эксплуатация: 5W40 /SAE 10W40 (SAE). Универсальная: 5W40 (SAE).
И помните: заливайте масло в двигатель только от проверенного производителя – так мотор прослужит долго, и не доставит неприятностей.