Как часто нужно менять свечи зажигания в автомобиле. Замена свечей зажигания в автомобиле: Три признака, что их пора менять Как понять когда менять свечи в автомобиле
Большинство автолюбителей, владельцев Самары задаются вопросом: как часто надо менять свечи зажигания. Попробуем найти ответ на этот и многие другие вопросы, касающиеся столь важного элемента в машине, как свечи. Вроде мелочь, которую можно уместить на ладони, но без них машина не поедет.
ЧТО ТАКОЕ СВЕЧИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Свеча зажигания – это небольшое приспособление автодвигателя, создающее электрическую искру, которая воспламеняет воздушно-горючую смесь. С помощью искры она создает мини-взрыв в цилиндре, благодаря чему поршень начинает свое движение. Количество таких мини-взрывателей в . В обычных машинах бизнес класса, и в частности в автомобилях , стоят четырехцилиндровые двигатели, значит, в ней установлено 4 экземпляра. Но есть машины элиткласса или спортивные автокары. В них ДВС шести-восьмицилиндровые, соответственно устанавливается 6-8 штук.
Рассмотрим свечи зажигания . Как уже было сказано выше, в ДВС ВАЗа установлено 4 штуки. Каждая состоит из никелевого корпуса, контактного стержня, защищенного керамическим изолятором. Искра возникает в процессе смыкания центрального и бокового электродов.
Важно, чтобы все синхронно, а значит, они должны быть от одного производителя и одной марки, то есть из одних и тех же материалов. Не желательно производить замену одной или двух свечей. Если пришла пора менять, то лучше сразу все 4.
ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
В процессе эксплуатации на свечах могут появиться повреждения и дефекты. Иногда они являются следствием неправильной эксплуатации, иногда по причине неверно подобранной марки свечей. По дефектам на свечах можно также диагностировать неисправности двигателя. Что будет, если не менять свечи зажигания при возникновении дефектов, вы узнаете из данного раздела статьи.Коричневый цвет электродов, отсутствие повреждений говорят о том, что свечи эксплуатируются нормально, и можно продолжать ездить дальше.
Примеры дефектов и описание:
- Электроды и корпус . Данный дефект свидетельствует о том, что съемные кольца на поршнях износились и требуют замены. Это кольца пропускают масло, и заливаемые жидкостью свечи дают искру нерегулярно, детонируют. Нужно срочно ремонтировать двигатель. Испачканные воспламенители надо промыть от масла, обсушить и осмотреть. Если других дефектов нет, то их можно оставить для дальнейшей эксплуатации.
- Нарушена изоляция электрода. С отколотой изоляцией ездить нельзя, необходимо поменять свечи зажигания, поскольку они вызывают детонацию в двигателе.
- Налет на поверхности корпуса свидетельствует о низком качестве бензина. Необходимо поменять автозаправку, торгующую суррогатом, а налета, препятствующего возникновению искры, и можно продолжать ездить на них дальше.
- На перегрев корпуса указывают свечи зажигания белого цвета, или сношенный верхний электрод. Воспламеняющие приспособления могут перегреваться по двум причинам:
- Вы применяете высокооктановый бензин, и значит, необходимо сменить его марку;
- Тип свечей не соответствует вашему двигателю, и, следовательно, их тоже .
- На обедненную смесь и образование нагара внутри цилиндров показывает белый цвет изолятора с дымчатым оттенком корпуса и немного оплавленными электродами.
- Окрашивание корпуса и контакта в золотистый или глянцевый цвет, а также механическое повреждение говорят о том, что данная марка свечей не подходит вашему двигателю. Последний дефект возникает по причине излишней длины элемента. Неправильно подобранные, длинные экземпляры могут повредить и поршень. Поэтому их также необходимо заменить.
Изношенная свеча – это, пожалуй, самый правильный вид неисправности. Он говорит о том, что процесс воспламенения совершался правильно, ДВС работает нормально, но пришла пора заменить их новыми.
КАК ЧАСТО НУЖНО МЕНЯТЬ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ?
Ваш автомобиль сам подскажет вам, когда менять свечи зажигания. Только внимательнее относитесь к нему. Прислушивайтесь к работе двигателя. И как только почувствуете, что меняется звук или ритмичность его работы, откройте капот и проверьте свечи.
При возникновении вышеописанных проблем, или при первых проявлениях износа, воспламеняющие элементы нужно менять незамедлительно . При нормальной эксплуатации они подлежат замене через 30-40 тысяч километров пробега. Есть еще платиновые и иридиевые воспламенители, их срок эксплуатации примерно вдвое выше, чем у обычных. Но они стоят дороже. Такие свечи – это, скорее роскошь для ВАЗ 2114, чем необходимость.
Качественно работающие свечи сохранят работоспособность двигателя. Напротив, если они будут давать искру с перебоями, это повлияет на мощность ДВС и возрастет количество несгоревших испарений. . Сам двигатель, работая на изношенных или дефектных свечах, долго не протянет.
Они стоят не так дорого, чтобы экономить на них. Тем более что эта экономия будет сродни чудаку, который зажег 10-ти долларовую купюру, чтобы найти в темноте 10-тицентовую монету.
КАКИЕ СВЕЧИ ВЫБРАТЬ ДЛЯ ВАЗ 2114
Рынок автозапчастей предоставляет достаточно широкий выбор воспламенителей для ВАЗ 2114. Здесь и Российские производители, и западно-европейские, и, конечно, японские. Ниже вы узнаете, какие свечи для моделей «Самара» предпочитают владельцы этих машин.
- ДВРМ АУ17 из г. Энгельса устанавливает сам завод-производитель ВАЗ на свои автомобили. Эти свечи для рекомендует автовладельцам своих моделей. Сами автолюбители считают, что ДВРМ – хорошие воспламенители для этих машин. Правда, по признанию тех же автовладельцев, иногда попадается брак. Поэтому перед установкой необходимо на стенде. В среднем, комплект из 4-х штук стоит около 200 рублей.
- Чешские свечи Brisk тоже зарекомендовали себя, как надежные и пользуются спросом у владельцев ВАЗ 2114. Данный производитель выпускает 10 типов для разных моделей зарубежный автомобилей, в том числе и для мототранспорта. Стоят они примерно столько же, сколько и российские ДВРМ.
- Японским свечам DENSO не нужны особые рекомендации. Многие зарубежные автозаводы устанавливают их на своих моделях автомобилей. Правда, они значительно дороже отечественных и чешских марок – 350-400 рублей за комплект, но и дольше, чем европейские и российские аналоги.
Какие свечи поставить на ВАЗ 2114 – дорогие или дешевые, брендовые или просто ходовые, решать вам. Главное, чтобы они соответствовали вашему типу двигателя и работали исправно.
КАК ПОМЕНЯТЬ СВЕЧИ В МАШИНЕ?
Поменять свечи в машине не сложно, любой владелец машины справится с этой операцией самостоятельно.
Если вы решили заняться их заменой с дороги, то дайте двигателю остыть. Иначе можете обжечься сами и повредить резьбу при откручивании, поскольку разогретый металл расширен.
- Открываем капот, если у вас есть защитный кожух, его надо открутить и снять. На контакты надеты защитные колпачки с высоковольтными проводами. Их нужно осторожно снять, придерживая за колпачки, но ни в коем случае не тяните за провода. Можно оборвать соединения, и тогда вам придется менять проводку.
- Вокруг керамики из гнезда необходимо удалить весь нагар и мусор, успевшие здесь накопиться. Иначе, вся эта грязь может оказаться в цилиндре двигателя.
- Чтобы снять свечи зажигания, выкручивайте их аккуратно ключом. Сдвинув с мертвой точки, попробуйте выкручивать. Не спешите, можно повредить резьбу гнезда или корпуса. Попробуйте немного ввернуть снова, и продолжайте осторожно выворачивать.
- Вывернув старую свечу, очистите ветошью резьбу от грязи. Вверните новую. Почувствовав, что резьба затянута, сделайте четверть оборота, но не перетягивайте, иначе можете испортить резьбу цилиндра, или самого элемента.
- Наденьте на контакты высоковольтные колпачки, установите на место кожух, закройте капот.
Первые два-три дня понаблюдайте, как работает ваша обновка. Не исключено попадание брака, тогда двигатель будет работать с перебоями. Если такое случится, определить, какая именно свеча с дефектом, можно путем последовательного отсоединения проводов. Отбракованную деталь обязательно поменяйте.
Дискуссии на тему того, с какой периодичностью необходимо менять свечи зажигания, ведутся давно, но до сих пор так и не удалось прийти к единому мнению. Кто-то считает, что в среднем частота замены свечей должна быть не реже одного раза на 20 000 км пробега, другие уверены, что эта цифра может увеличиваться и до ста тысяч. И даже в профессиональном сообществе не могут прийти к единым стандартам. Попробуем разобраться в данном вопросе, основываясь на рекомендациях специалистов и опыте автолюбителей со стажем.
С какой периодичностью нужно менять свечи зажигания?
Свечи зажигания разделяют «обычные» и иридиевые (или платиновые). Оценить самостоятельно, пришло ли время поменять свечи, представляется крайне затруднительным, ввиду того, что работают они в скрытом от глаз узле. Наиболее часто производители рекомендуют менять свечи при проведении очередного техобслуживания. В среднем, к этому времени пробег автомобиля составляет около 15 000 км. И что интересно, зачастую такие рекомендации даются в отношении не только «обычных» свечей, но и иридиевых, в этом случае дело приходится иметь с обычным маркетинговым ходом, с целью получить дополнительную прибыль на замене деталей еще не выработавших свой функционал.
Опытные автолюбители дают аналогичные рекомендации - определять срок износа свечи по километражу пробега. И чаще всего при этом фигурирует цифра от 20 до 30 тыс. километров. Что вступает в явное противоречие с информацией, публикуемой в тех же каталогах известных свечных производителей - для обычных автомобилей это от 15 до 20 тыс. километров, причем иридиевые или платиновые свечи менять можно и того реже - каждые 100 тыс. километров.
Использование некачественного бензина способно заметно сократить срок «жизни» свечей. Даже не будучи опытным водителем можно определить износ свечей по «троению» двигателя и падению тяги. Альтернативным вариантом неправильной эксплуатации автомобиля, может считаться слишком долгая езда на «обычных» свечах - более 40 - 80 тыс. километров. Необходимо понимать, что выработавшие себя свечи не позволяют добиваться максимальных показателей мощности автомобиля, что приводит к чрезмерному расходу бензина, особенно в холодное время года, когда возникают закономерные затруднения в запуске двигателя.
Выбирая между вариантами контролировать ситуацию «на глазок» либо прислушаться к рекомендациям производителей, более рациональным все же будет второй вариант. Поэтому не стоит каждый раз «изобретать колесо» - ориентируйтесь на рекомендации специалистов - «обычные» свечи лучше всего менять каждые 15 - 20 тыс. километров, а иридиевые или платиновые каждые 100 тыс. километров пробега.
Основные признаки износа свечей зажигания
В случае возникновения сомнений насчет дальнейшей функциональной пригодности свечей их состояние можно оценить (еще до проведения диагностики) по определенным косвенным признакам. К таковым относят неровный ход машины и возникновение вибрации ("троение" двигателя).
Если позволяет ситуация свечу можно осмотреть визуально. В иных случаях подобная манипуляция может вызвать определенные затруднения, к примеру, в 8- цилиндровых двигателях их можно изъять только посредством разбора всего впускного тракта бензинового двигателя, а это не такая уж легкая задача, особенно для начинающего автолюбителя.
Извлеченную свечу следует проверить по следующим критериям:
Величина зазора электродов
При изготовлении свечей зажигания их маркируют определенным образом, в числе прочей информации по такой маркировке можно узнать норму зазора. Посмотрите на последнюю цифру в ряду маркировки (величина указывается в миллиметрах) и сравните, соответствует ли реальный зазор электродов свечи с указанным значением. Если величина зазор превышает указанную - свечу необходимо срочно поменять.
В отдельных случаях в маркировке может отсутствовать последняя цифра, это говорит о том, что зазор принимается «по умолчанию» и равняться он должен 0.8 мм.
Нагар
В идеале во время зажигания нагар на свечах не должен появляться, учитывая, что при нормальном сгорании электроды имеют свойство самоочищаться. В «не идеальных» случаях на свечах можно обнаружить белый или, наоборот, черный нагар, что отнюдь не является признаком низкого качества свечи. Здесь скорее имеет место, неправильно выстроенное зажигание и в этом случае без вмешательства диагноста не обойтись. В тех же случаях, когда свечи имеют отличия между собой по внешнему виду, к примеру, на одной из свечей есть нагар или же свеча «мокрая», не сомневайтесь - свеча изношена и требуется полная замена комплекта свечей. Именно всего комплекта, а не только отдельной свечи с признаками износа.
Вид керамического изолятора
Внешний осмотр керамического изолятора тоже может подсказать о степени износа свечей. Прежде всего, при этом обнаруживаются микротрещины, заполненные коричневым налетом. Визуально все это выглядит как своего рода «сетка». Это явный симптом износа и следует произвести замену всего комплекта свечей.
Еще одним часто встречающимся дефектом служит появление на электроде так называемой «юбки» коричневого цвета. Такой эффект возникает из-за расслоения корпуса свечи и керамического изолятора. В результате в промежуток между слоями проникают продукты горения, которые в свою очередь дополнительно усиливают уже начавшееся расслоение корпуса, что в итоге и приводит к появлению той самой «юбки». Вновь начавшееся образование расслоения еще нельзя считать криминальным, а вот если «юбка» выглядит уже довольно внушительной и на вид темно-коричневого цвета, то стоит без отлагательств такую свечу заменить.
В любом случае, при принятии решения о необходимости сменить свечи или же наоборот, воздержаться от этого, не следует полагаться только на результаты внешнего осмотра свечи. Все-таки, величина пробега здесь выступает более значимым критерием, поэтому если совокупный пробег авто приближается к значениям 15-20 тыс. километров (платина/иридий около 100 тыс. км), вне зависимости от внешних характеристик комплект свечей следует сменить.
Обычно, производитель в своем руководстве для пользователей указывает определенных производителей свечей, а также их тип. При этом маркировка и системы типов могут различаться в зависимости от производителя. Конечно, существуют и эксклюзивные варианты, специально созданные по заказу автопроизводителей, предназначенные для эксклюзивных марок авто. Пожалуй, это больше случаи-исключения, а чаще всего (около 98% типов) выпускаются основными производителями, при этом система маркировки может различаться, но сами свечи будут идентичны.
Безусловно, это предоставляет для автолюбителей определенную свободу выбора. Вы можете использовать свечи от любого производителя, главное, чтобы они соответствовали типу и калильному числу, указанному в инструкции. Допускается даже установка свечи, превосходящей свой предыдущий аналог по качеству, или являющейся более современным вариантом. К примеру, вместо «обычных» свечей поставить более современную модель, то есть разработанную по времени позже, чем год выпуска автомобиля.
Не нужно забывать, что производитель автомобилей, комплектуя конечное изделие, придерживается принципа «необходимой достаточности». Это означает, что он не станет устанавливать на автомобиль свечу хуже, чем требуется, но одновременно, вариант с установкой лучшей модели тоже отвергается, ввиду своей дороговизны. Именно поэтому, процесс подбора типа свечи представляется достаточно творческим, ведь ограничивать его могут только ваши финансовые возможности.
И напоследок, если у вас все-таки остались вопросы, как часто нужно менять свечи зажигания или как правильно их выбрать, не стоит прислушиваться лишь к советам более опытных автолюбителей. Самое верное и простое решение - это открыть руководство по эксплуатации вашего авто и внимательно изучить всю имеющуюся информацию.
Когда менять свечи зажигания? Ответ на этот вопрос дается разными автолюбителями по-разному. Одни считают, что делать это следует каждые 30 тысяч километров пробега, другие – что при каждом сервисном и техническом обслуживании.
Некоторая категория автолюбителей считает, что смена должна проводиться аж раз на 100 тысяч километров. В данной статье я попытаюсь дать развернутый ответ на вопрос когда надо менять свечи зажигания, ведь от них зависит функционирование главной детали автомобиля, а это очень важно как для водителя, так и для двигателя. Неисправность способна повредить топливную систему, и тратится в таком случае, придется намного больше. Именно поэтому важно знать, когда надо менять свечи зажигания.
От того, как часто меняются свечи зажигания, зависит сохранность бензинового двигателя. Электроды, которые исправно выполняют свои функции, не должны покрываться налетом, подавать электрический разряд с достаточным напряжением. Если схема не работает правильно, а причиной этому могут быть как загрязнение, так и выход из строя, деталь необходимо заменить.
Зачем менять свечи зажигания можно понять, если понять, зачем они вообще нужны. Назначение данной детали – воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Поджог осуществляется искрой, которая появляется между электродами. Напряжение при этом очень высокое, несколько тысяч или даже десятков тысяч вольт. Появляется оно между электродами, и по проводу передается к горючей смеси. Важной характеристикой является величина зазора между электродами – чем она больше, тем сильнее будет зона воспламенения, а это влияет на эффективность работы двигателя, экономию топлива, плавность работы цилиндров.
Очень неприятный момент, способный нарушить целостность двигателя – детонация смеси в камере сгорания из-за перебоя при подаче искр. Такая детонация создает ударную волну, которая своей силой создает очень большие нагрузки на поршень, шатун и коленвал. В результате воспламенения всей смеси сразу в камере сгорания возникает громкий металлический звук, понижается мощность мотора, а в выхлопных газах появляется черный густой дым. Когда менять свечи зажигания при детонировании? Если не удается вернуть их в рабочее состояние, удалять их необходимо независимо от срока эксплуатации.
Признаки износа свечей
Признаки износа иногда бывают очень заметны, поскольку данное устройство берет участие в непосредственной работе двигателя и воспламенении горючей смеси. Поэтому понятно сразу, когда менять свечи зажигания. Если авто подергивается при езде, стартер не срабатывает сразу, и для того, чтобы завести авто, требуется несколько его холостых оборотов, если расход топлива увеличивается, а динамика двигателя уменьшается – приходит время, когда надо менять свечи зажигания.
Определение неисправности и периода, через сколько менять свечи зажигания, осуществляется несколькими способами. Если автомобиль не заводится, или заводится не сразу, стоит определить, что может быть причиной этому. Неисправность приводит к снижению производительности двигателя, если при включенном двигателе в цикле равномерной подачи искр будет появляться интервал или пробел – снижается не только его производительность. Объем испарений при сгорании топлива увеличивается, сырое топливо попадает в систему выпуска газов, чем вызывается перегрев и перегрузки в работе каталитического катализатора. Само собой, что это не может не сказаться и на состоянии всей системы, и тогда надо менять свечи зажигания, если определено, что они являются причиной пробелов или пауз.
При пробеле в работе мотора, выхлопе не сожженного топлива также может выйти из строя катализатор, а мотор заглохнуть. Катализатор стоит не дешево, а исправить ситуацию может только его замена.
Зачем менять свечи зажигания без видимых причин – они влияют на непосредственный расход топлива. Если образуется нагар – будет использоваться больше горючей смеси с меньшей эффективностью. Также могут появляться проблемы с запуском мотора, особенно когда на улице холодно или после долгого простоя, например, утром.
Срок службы свечей
Срок службы определяется по-разному, но лучше всего осуществлять замену каждые 30 тысяч километров.
Также этот показатель зависит от марки, а узнать более детально, когда нужно менять свечи зажигания можно из инструкции по эксплуатации.
Периодичность замены свечей зажигания зависит от того, когда они менялись в последний раз. Если дату определить не удается, то следует проверить их состояние. По внешнему виду можно узнать, через сколько менять свечи зажигания придется снова. Нагар образуется при коротких переездах, при которых двигатель не прогревается полностью, особенно зимой. Чтобы очистить свечу от нагара, не снимая ее, могу порекомендовать прогреть двигатель до рабочей температуры, таким образом, электроды самоочищаются.
Срок замены свечей зажигания зависит как от интенсивности езды, так и от материала, из которого они изготовлены. Тут есть один нюанс – 30 тысяч километров пробега относятся к классическим вариантам, а платиновые и иридиевые свечи выдерживают 90 тысяч.
Еще один фактор, определяющий, когда надо менять свечи зажигания – фактическое состояние двигателя, и качество заливаемого в него бензина. Первым признаком того, что зажигательная система уже старая, и вскоре предстоит ее замена – появление трещин на керамической ее части, то есть, на изоляторе. Другой вид поломки – отслоение изолятора от металлической части. Продукты сгорания попадают в образовавшуюся щель, это сразу заметно по «юбке», которая появляется на стыке. В таком случае двигатель не будет работать на полную мощность, и появление «юбки» служит сигналом для водителя, через сколько менять свечи зажигания снова. Лучше всего удалять старый комплект весь и сразу – таким образом, предотвращая возможность аналогичных осложнений в других составляющих комплекта, даже если они выглядят исправными.
Руководствуясь советами специалистов, рекомендую автолюбителям придерживаться установленного срока, который определяет, когда менять свечи зажигания. Если для классики это 15-20 тысяч километров при активном использовании авто, то для платины и иридия – 100 тысяч километров. Этот срок не зависит от внешнего вида и состояния, то есть если по его истечении все выглядят вполне исправным – замену проводить надо все равно.
Видео “О свечах зажигания”
На видео показано, какой цвет свечи должен быть у нормально работающего двигателя.
От корректной работы свечей зажигания зависят многие параметры бензиновых двигателей.
Контроль исправности и своевременная их замена является условием правильной эксплуатации транспортного средства.
Причины их естественного и преждевременного износа
Свеча зажигания работает в предельно экстремальных условиях:
- высокая температура в рабочем цилиндре;
- агрессивная среда в виде смеси топлива, воздуха и масла;
- большое давление при воспламенении;
- высокое напряжение и температура электрической искры.
Одновременное действие перечисленных факторов приводит к усилению процессов естественного их износа. Этот процесс может значительно ускориться в следующих случаях:
- уменьшения компрессии, износе маслосъемных колпачков вследствие попадания масла в рабочий объем;
- неправильной установки угла зажигания, приводящей к образованию увеличенного нагара;
- выбора несоответствующих марке двигателя свечей;
- пропуска зажигания в цилиндрах;
- неправильного соотношения бензин/воздух при неисправностях расходомера, подсосе воздуха;
- некорректной работе инжекторов.
Признаки необходимости их замены
Основной признак необходимости замены свечей – пропуски зажигания (троение). Не всегда это связано с проблемами свечей. Чтобы окончательно определиться с необходимостью обязательной их замены, проще всего вместо проблемной свечи установить заведомо исправную.
Определить возможно неисправную свечу зажигания проще всего на работающем двигателе. Для этого необходимо последовательно отключать высоковольтные провода (либо разъем индивидуальной катушки зажигания) от каждой их них. Нерабочий цилиндр будет тот, при отключении от которого характер работы двигателя не изменяется.
Также признаками требуемой замены свечей зажигания являются:
- визуальная неисправность (загрязнение, нагар в области зазора, изменение нормально серого цвета нагара, её увлажнение, механические сколы на изоляторе);
- нестабильные обороты двигателя;
- повышенная дымность выхлопных газов;
- детонация двигателя;
- сообщение либо бортового компьютера.
Через сколько нужно менять свечи зажигания
Каждый производитель указывает срок либо пробег безотказной работы свечей. Этот период рассчитан для двигателей со сроком эксплуатации не более пяти лет. В случае, если автомобиль оснащен более пожилым двигателем, срок эксплуатации (пробега) свечей зажигания уменьшается.
Четкой градации пробега и сроков замены свечей зажигания не существует. Опытные автолюбители считают правильным производить технический осмотр и их замену перед началом каждого осеннее-зимнего сезона эксплуатации. Если автомобиль не эксплуатируется в холодное время года, рационально контроль и их необходимую замену производить весной.
Видео — когда менять свечи зажигания и почему это важно:
Руководствуясь показаниями пробега автомобиля, замену свечей зажигания следует производить после 15 – 20 тысяч километров. Иридиевые и платиновые свечи без труда выдерживают пробег 100.000 км и более, но это также при относительно новом двигателе.
Двигатели внутреннего сгорания, работающие на газе, имеют повышенную температуру сгорания топливно-воздушной смеси, срок их эксплуатации следует сокращать на 20-30 %. Еще один фактор аналогичного сокращения срока замены свечей зажигания – использование некачественного бензина.
Внеочередная их замена производится после капитального и большого аварийного ремонта, длительной стоянки автомобиля.
Последовательность замены
Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!) . Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.
Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.
На основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.
В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.
Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.
Последовательность демонтажа свечей:
- снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
- если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
- обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
- надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
- в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
- извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
- на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).
Видео — замена свечей зажигания на Рено Логан и Ларгус (8 клапанов):
Установку новых производят, руководствуясь правилами:
- предварительно чистой ветошью очищают установочное место от масел, грязи (если это место недоступно для визуального контроля, лучше это не делать: пытаясь удалить загрязнение сверху резьбового соединения, можно его перенаправить на резьбу);
- при установке новых необходимо еще раз проверить соответствие посадочной глубины свечи со старой;
- первоначальное направление свечи на посадочное место производят аккуратно при помощи свечного ключа, не следует «бросать» свечу, это может изменить зазор;
- предварительное закручивание следует производить небольшим усилием, при затрудненном движении необходимо открутить и вновь начать закручивать свечу;
- окончательное «дожимание» свечи производят средним усилием (на СТО для этого используют динамометрический ключ, момент затяжки устанавливают в пределах от 15 до 35 Нм в зависимости от диаметра резьбы и типа посадки);
- последний этап монтажа свечей – установка высоковольтных проводов.
Зачем менять свечи зажигания, если старые работают?
Теоретически они могут прослужить десять и более лет, особенно, если их периодически очищать.
Есть мнение, что свечи зажигания следует менять только при появлении явных признаков их износа, проведении ремонтов, связанных с проблемами зажигания и двигателя в целом. Однако, старые, хоть и исправные, свечи зажигания могут негативно влиять на работу двигателя:
- изменение области зазора влияет на момент зажигания;
- незначительные пропуски зажигания приводят к повышенной детонации, механическим нагрузкам;
- загрязненные свечи могут вызвать пробой катушки зажигания, высоковольтных проводов, резистора бегунка;
- некорректно работающие свечи влияют на экологические характеристики двигателя внутреннего сгорания.
Самая опасная проблема при редкой замене свечей зажигания – закоксовывание области резьбового соединения . Это чревато возможностью срыва резьбы, повреждения свечи при демонтаже. В свою очередь такая неисправность может привести к необходимости проведения капитального ремонта, даже замены блока цилиндров.
Поэтому опытные автолюбители перед очередным осеннее-весенним сезоном эксплуатации автомобиля производят их профилактический демонтаж-монтаж. Одновременно с этим можно (и нужно) произвести их визуальный осмотр.
Исправные и обслуженные свечи зажигания – один из основных факторов стабильной работы бензинового двигателя.
Видео — износ свечей зажигания и когда их менять:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто
Как проверить Б/У авто перед покупкой
Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут
Похожие статьи
Комментарии к статье:
Егор
Основным признаком, который заставляет обратить внимание на свечи — это конечно «троение» при работе движка. Иногда помогает промывка свечи, очистка от нагара и проверка зазора, или замена свечи, на свечу такой же модели.
Сергей Васильевич
Основное правило — не лейте в бензобак всякую дрянь и со свечами все будет в порядке. А вообще в статье все нормально расписано. И еще, если новый автомобиль вообще не стоит заморачиваться со свечами, даже если это наш автопром.
Сергей
Свечи менял год назад, в этом решил визуально оценить их состояние. Оно оказалось нормальным, вот только смутил рыжеватый налет и нагар. На удивление, свечи отлично отмылись очистителем ржавчины (как раз порогами еще занимался в этот день). После отмачивания в очистителе, щеточкой и тряпкой удалил весь налет, заблестели практически как новые. Промыл в воде и высушил. Перед установкой проверил зазор — в пределах нормы. Сейчас работают отлично.
Михаил
Я проверяю состояние свечей обязательно раз в полгода или через 10 тысяч км пробега (смотря что наступит раньше). Обычно качественные свечи легко выхаживают по 50 тысяч км. При проверке обязательно подгибаю электроды массы, положив в зазор щуп толщиной 0,8 мм. Обычно за 10 тысяч км электроды выгорают на одну-две десятые миллиметра, поэтому регулировку зазора считаю обязательной.
Также обязательно очистка изолятора от нагара — либо пескоструем, либо хотя бы механически поковырять (аккуратно), так как нагар является проводником, и при большой его толщине вместо искры между электродами будет получаться короткое замыкание через нагар, и мы получим пропуски зажигания.
Анатолий
На двигателе ToYoTa к свечам не подобраться и самому проверить их сложно. А мастер в автосервисе говорит, что не от того троит…
Вячеслав
Сейчас такие свечи продают, что и 10000 не проходят (приходится делать замену). У меня только заводские смогли прослужить 3 года (51 тыс. пробега).
Андрей
Если двигатель авто новый или после капремонта и работает плавно без надрыва, то на некоторое время можно о свечах забыть. Разве что, как объективно рекомендует автор статьи, не забывать про резьбовое соединение. Другое дело, когда движок «кушает» масло. Там резьба не заржавеет. Нужно будет свечи часто снимать для очистки и просушки. Примерно пару раз в месяц и постоянно иметь в запасе новый комплект свечей.
Алексей
У меня тоже свечи стоят третий год. Могу определенно сказать, что нужно их тщательно выбирать. На рынке я бы не советовал их брать, лучше — в проверенных магазинах.
Иван Козин
Я очень внимательно подхожу к вопросу выбора свечей, качественные и надежные сразу снимают кучу вопросов.
Oleg
Всегда меняю свечи перед зимой, чтобы заводиться нормально в морозы. Автомобилю уже 10 лет, проблем не было. Лучше мелочь поменять, чем потом попасть по крупному.
Сергей
Покупаешь дешевые свечи — максимум на месяц, покупаешь дорогие — максимум год. С этим рынком, блин, все скоро будет работать строго до окончания гарантийного срока.
Андрей
Чаще всего свечи зажигания выходят из строя из-за неправильной работы топливной системы. Поэтому свечи меняю очень редко.
Вадим
Свечи меняю строго по регламенту: через 15 00 км пробега или один год после установки. Ни разу не подводили.
Олег
Чтобы не оказаться стоящим посреди дороги, конечно надо знать признаки выхода свечей из строя и как производить их замену. Раньше на советских машинах, когда не было практически электроники в них, вынимали свечу и смотрели есть ли на ней искра при работающем движке. Сейчас на современных машинах, это крайне опасно, можно вывести из строя модуль зажигания, коммутатор, сжечь катушку. Поэтому не рекомендую использовать дедовские методы. Лучше всего ехать на сервис на компьютерную диагностику. Правда если вы знаете свою машину и она не слишком наворочена можно снять поочередно провода со свечей зажигания и послушать как ведет себя двигатель. Если вы отключите исправную свечу, то его характер работы изменится, как говорят спецы «начнет троить», по-русски движок сильно затрясет. Если ничего не изменится меняем свечу, она барахлит. Если же ничего снова не изменится тогда прямая дорога на сервис. И еще не покупайте свечи по одной – меняйте комплект. Покупая свечи обязательно берите свидетельство о регистрации ТС (там есть VIN-номер), чтобы продавец по каталогу нашел нужные свечи. А задуматься о их замене надо, когда: двигатель «затроил», упала мощность и увеличился расход топлива.
Карпухин Витя
Я считаю, что свечи нужно менять при каждой смене масла. Стоят они в конце концов не много, да и в принципе являются расходником. Прошли те времена, когда их выкручивали, что бы проверить зазор, почистить наждачной бумагой, прокалить на огне. По моему их даже и подделывать перестали, какой смысл копировать дешевый расходник? Есть конечно особо бережливые, которые будут ездить на свечах по 30-40 тыс. км., как допустим мой сосед по гаражам. Но я все равно такой экономии не понимаю. Уж лучше потратить три сотни, чем слушать, как с утра двигатель троит пока не прогреется или на холостых не ровно работает.
Дима
Со свечами было несколько проблем в дальней дороге, далеко от жилья. Поэтому теперь вожу с собой комплект новых свечей. А замену произвожу каждой осенью, перед наступлением холодов. Зимой самые суровые условия эксплуатации, поэтому только осенью.
Дмитрий
Все мы хорошо знаем, что свечи надо менять, что от их качества зависит запуск, работа, экономичность, мощность и т.д. Их принято считать «расходниками» с ограниченным сроком службы, поэтому производитель как авто, так и самих свечей заявляет определенный ресурс для своих продуктов.
Эта цифра сильно зависит от типа свечей зажигания (с одним электродом, многоэлектродные, платиновые, иридиевые и т.д.)
Для одноэлектродных свечей ресурс — 30 тыс. км, для многоэлектродных или с серебряным электродом ресурс не менее 50 тыс. Встречаются дорогие свечи с иридиевыми или платиновыми электродами которые выхаживают до 100000 км. Конечно это всё теоретически в стенах лабораторий, поэтому на практике я меняю свечи каждый год по осени (зима, одно из худших условий эксплуатации). Просто записывать км. когда поставили свечи думаю редко кто будет. Поэтому делаем как удобно. Вот я привязал этот период к зиме.
Теперь о признаках необходимости замены свечей. Первое – работа движка с перебоями, троением и т.д. Вынимаем свечи и смотрим – чаще всего выгорел электрод. Возможен большой нагар на свечах – это неправильно работает система питания, нагара при нормальном сгорании не должно быть. Еще возможны дефекты керамического изолятора, их можно найти по коричневому следу на изоляторе.
И самое главное, меняю все свечи комплектом, чтобы через некоторое время снова этим не заниматься. Всем удачи на дорогах.
Фед
Совершенно согласен с теми, кто меняет свечи регулярно, как услышит, почувствует специфический шумок в своей машинке. Некоторые начинают нести ахинею, типа можно промыть и т.д. Голь на выдумки хитра… Можно конечно и промыть, чтобы сэкономить на какое-то время, но лучше новые купить и сразу все заменить.
Николай
Последний раз менял свечи после 20000 км. В четвертом цилиндре свеча была с явным пробоем, на изоляторе появились мелкие полоски. Провода не менял, свечи за весь пробег не трогал. На мой взгляд, дешевле поменять весь комплект, чем колдовать с промывкой и очисткой. Многое зависит от топлива, поэтому стараюсь не заливать всякую гадость. Угадать, конечно, сложно где качественное, а где нет, но на «левые» заправки не заезжаю.
Олег
Из-за состояния свечей зависит правильная работа двигателя, поэтому водители должны знать когда и как менять свечи зажигания. Раньше в советские времена в эпоху дефицита всего, мы их чистили подгибали, выставляя зазор, проверяли есть ли на них искра, нас иногда било током, но мы ничего не боялись. Сейчас наверно редко кто так поступает и делает правильно, так как в современном двигателе проверка свечи на искру может обойтись на пару порядков дороже самой свечи. Такая проверка может запросто вывести из строя модуль зажигания, катушку и еще бог знает чего.
Замена свечей в авто необходима в трех классических случаях:
1. Движок начал работать неровно или как говорят троить;
2. Упала мощность мотора, вы стали с усилием разгоняться, т.е. двигатель стал хуже тянуть;
3. Заметно возрос расход топлива.
Тогда идем в автомагазин. Берем с собой СРС (свидетельство о регистрации) потому что там прописан VIN-номер. Правильно подобрать свечи можно только по нему, ни марка авто, ни мощность двигателя, ни год выпуска, а именно VIN-номер.
Кстати опытный водитель или слесарь СТО по цвету электрода свечи скажет вам о неисправности двигателя. Если цвет красно бурый это плохой бензин, черный густой налет – попадание масла в смесь, здесь нужен ремонт движка и т.д.
Данила
Чтобы не заморачиваться с учетом пройденного километража, меняю регулярно свечи по осени, так как зимой для них самые неблагоприятные условия. О качестве свечей сужу по внешнему виду электрода — по цвету отложений на нем. И еще по стабильности работы двигателя, если движок «троит» или не стабильно работает первым делом смотрю свечи.
Андрей
Ревизию машины делаю всегда по осени, так как зима самое тяжелое время для автомобиля. Меняю масло, фильтры, резинки дворников и свечи (независимо от их состояния). Лучше перебдеть, чем зимой встать на морозной дороге. Снятые свечи ревизую и если они в нормальном состоянии, то использую следующей весной. А по осени на второй год выбрасываю.
Василий
Замену провожу каждые 8-10 тысяч совместно с заменой моторного масла, считаю лучше оригинальные, на них зазор выставлять не надо.
Анатолий
Свечи любого бензинового двигателя работают в экстремальных условиях. На их работу действительно влияют многие факторы, но кроме того и сам водитель, от степени умения его правильно запускать двигатель, выбирать правильные масла, качественный бензин, а также условия хранения автомобиля. В своей жизни мне приходилось хранить автомобиль в разных условиях, и даже под навесом зимой, это оказывает влияние на пуск двигателя и исправность свечей. У меня была машины Лада- десятка. Стояла под навесом во дворе, при температуре воздуха минус 25 градусов мороза она заводилась как спичка, как только температура приближалась к 30 градусам мороза, с первого раза она не заводилась, и если ты продолжал её крутить, пытаясь завести, ничего не получалось. Свечи заливались горючей смесью и выходили из строя. Даже продувка двигателя не помогала, требовалась только замена свечей. И здесь прежде всего надо знать, что для того чтобы менять свечи обязательно надо иметь свечной ключ, который абсолютно разный для всех видов и марок автомобилей. Также надо знать, что менять надо сразу весь комплект свечей и покупать их только тех марок и моделей, которые рекомендованы конкретному автомобилю, в других случаях, то длина резьбы окажется длинной, то диаметр резьбы не совсем тот, лучше сразу покупать то, что нужно.
Антон
Свечи меняю не от того сколько времени они работали, или сколько километров наездил автомобиль с работающими свечами зажигания. Стараюсь менять всегда под зиму. Зимой экстремальность работы свечей увеличивается, новые будут работать безотказно, что для зимнего вождения очень важно. Вот когда автомобиль зимой не эксплуатируется, используется только в летний сезон, тогда лучше заменить свечи весной, простоявшие в двигателе долгое время без работы свечи могут дать сбой или даже не удастся запустить двигатель в работу.
Виталий
Меняю свечи раз в год, весной совмещая эту процедуру со сменой масла. Использую только свечи рекомендованные в мануале. Это гораздо надежней, чем ждать когда какая-нибудь свеча откажет в дороге. С собой всегда в машине комплект запасных свечей, на всякий случай для себя или для того парня, который стоит посреди дороги. Старые (замененные) всегда сразу выбрасываю, чтобы не путаться. Экономия выйдет себе дороже. Годовой пробег 13-15 тыс. км.
Андрей
Менял свечи, как правило, когда движок начинал троить, заводился зимой до минус 20 без проблем. А больше у нас почти не бывает.
Двигатель плохо заводится? Даже на холостом ходу работу мотора нельзя назвать ровной? Проблема может скрываться в чем угодно, но первое, что нужно проверить автовладельцу, – это степень износа свечей зажигания. Но вот только опытный автовладелец никогда не допустит такой ситуации и вовремя заменит свечи. А если опыта мало, мы подробно расскажем о том, как часто нужно менять свечи зажигания в автомобиле,и к чему может привести их износ.
Сколько составляет срок службы свечей зажигания автомобильного двигателя
Зачастую специалисты отводят срок в 35-45 тыс. км пробега. Однако в каждом случае этот срок будет разным, так как все свечи отличаются друг от друга. Качественные, изготовленные надежным производителем из прочных материалов будут служить в разы дольше, нежели дешевый контрафакт.
Поэтому каждый раз во время установки новых свечей обязательно проверяйте, что написано на упаковке от комплекта, и хотя бы частично ориентируйтесь на указанные на ней сроки.
Важно! Если классические свечи зажигания, изготовленные из стали, в среднем могут прослужить только около 35 тыс. км пробега, то вот изготовленные из платины или иридия могут служить в два, а то и в три раза дольше – до 90 тыс. км пробега. Соответственно, и цена на такие свечи будет существенно отличаться, поэтому устанавливать их рационально только на дорогие автомобили.
Но срок службы свечей не может указать вам, через сколько километров менять свечи зажигания. Ведь ответ на этот вопрос во многом зависит от изношенности мотора и остальных систем, стиля езды, типа топлива и даже качества моторного масла. Когда нужно менять свечи в автомобиле – рассказываем далее.
Как часто надо менять свечи зажигания: мнение экспертов и автолюбителей
Так через сколько же километров нужно менять свечи зажигания? Это зависит от огромного числа факторов, которые важно учитывать в каждом отдельном случае. Стоит также понимать, что если вы и ваш друг одновременно купили одни и те же свечи и установили их на свои автомобили, необходимость в замене может возникнуть у вас в разное время. Все зависит от:
Пробега. Чем больше вы ездите на своем автомобиле, тем сильнее будут изнашиваться свечи. Согласно этому критерию производители и эксперты призывают осуществлять замену каждые 35-45 тыс. км.
Стиля езды. Эксплуатация свечей на очень высоких скоростях и под воздействием высоких температур снижает их качество и делает более уязвимыми. Так что на скоростных авто специалисты советуют осуществлять замену каждые 20, а то и 15 тыс. км пробега.
Качества топлива и смазочных материалов. Если вы будете использовать низкокачественное топливо, от него будет оставаться очень много нагара на всех деталях двигателя, в том числе и на свечах. Копоть и лишний налет ухудшают работу свечей и могут вызвать необходимость в их замене уже через 10 тыс. км пробега.
Исправности двигателя и основных его систем. Если двигатель работает неправильно – в камеру сгорания подается слишком много топлива, это будет приводить к чрезмерно интенсивной работе свечей и образованию большого количества копоти. Хотите продлить срок службы свечей – займитесь исправностью двигателя.
Марки и возраста автомобиля. Каждое авто функционирует по-своему, по-своему проходит запуск двигателя, используется разное топливо. Понятно, что на старых «отечественных» автомобилях замену свечей придется осуществлять чаще, нежели на новых «иномарках». Чаще необходимость в этой процедуре будет возникать и в том случае, если речь идет о спортивных карах.
Материала, из которого изготовлены свечи. Об этом мы уже говорили выше – чем качественнее и надежнее сплавы, из которых изготовлены свечи зажигания, тем реже их придется менять. В связи с этим еще при покупке стоит расщедриться на качественные изделия, которые уверенно обеспечат вам надежную и длительную работу.
Внешних условий эксплуатации. Речь идет о времени года, в которое эксплуатируется автомобиль и его свечи зажигания. Стоит понимать, что зимой к износу может привести в разы больше факторов, нежели летом, поскольку двигатель автомобиля постоянно то охлаждается до очень низких температур, то разогревается в процессе работы. Частые перепады температур в пределах 100˚С могут вывести из строя не только свечи, но и сам двигатель.
Все это по большей части были утверждения экспертов. А как же думают обычные автолюбители насчет срока замены свечей зажигания? Обыватели сходятся в том, что для определения этого времени необходимо внимательно следить за работой своего двигателя, и даже при первых признаках износа свечей сразу же их менять. В чем же заключаются эти признаки, мы изучим далее.
Как определить, когда пора менять свечи: изучаем признаки износа
Понять, когда наступила необходимость менять свечи зажигания,в первую очередь, можно по их состоянию.
Признаки неисправностии износа свечей зажигания являются следующими:
Работа автомобильного двигателя. Это самый верный признак износа свечей зажигания, до появления которого, впрочем, не стоит затягивать их замену. Ведь если автомобиль начнет дергаться во время езды, давать фальстарт, увеличивает расход топлива и снижает динамику работы двигателя – это уже не признаки необходимости замены, а нежелательные последствия просроченной замены свечей зажигания.
Увеличение расхода топлива. Экономный автовладелец всегда знает, сколько «съедает» его автомобиль за определенный период пробега. Если этот показатель начал увеличиваться – значит, износились свечи зажигания, и их стоит заменить.
Качество выхлопных газов. Когда труба буквально дымит – это означает только то, что двигатель работает неправильно. Первое, что нужно сделать для устранения проблемы, – визуально оценить состояние его свечей и осуществить их замену.
Важно! В тех случаях, когда увеличивается расход топлива, и становятся черными выхлопные газы автомобиля, не всегда причиной могут быть свечи зажигания. Поэтому важно попробовать осуществить замену и оценить, как это повлияло на ситуацию. Если с новыми свечами двигатель работает также, причину необходимо искать в другом месте, а на двигатель можно обратно вернуть старые свечи – пускай доработают свое.
Внешний вид свечей зажигания. Если свечи потемнели, покрылись нагаром или имеют другие повреждения – они не могут полноценно выполнять возложенные на них задачи и требуют немедленной замены.
Надо ли менять свечи, и что будет, если этого не сделать своевременно
Со свечами зажигания шутки плохи, так как их неисправная работа приведет не только к ухудшению работы автомобиля, но и может вывести из строя сам двигатель. Наиболее трагическим последствием несвоевременной замены свечей может стать детонация топливно-воздушной смеси в камере сгорания автомобильного двигателя.
Хотя в единичном случае подобное не приведет к повреждению двигателя, но частые случаи детонации могут стать даже причиной прогорания кромок поршней, прокладки головки блока цилиндров, могут выйти из строя электроды свечей. Сами свечи при этом могут вообще перестать давать искру, так что завести автомобиль вообще не получится.
Все это говорит только в пользу того, что менять свечи не просто нужно, а нужно это делать своевременно. Понятно, что это является причиной дополнительных расходов, которых каждый автовладелец всячески пытается избежать. Но экономить на автомобиле, за рулем которого вы сидите сами, точно не стоит, так как жадность может привести к аварии. В таком случае лучше позаботиться о том, чтобы срок службы свечей зажигания автомобиля был как можно более длительным.
Правильный уход за свечами зажигания – путь к увеличению срока замены свечей зажигания
Хотя необходимость в замене свечей зажигания наступит независимо от того, сколько внимания вы им уделяете, но все же продлить срок их службы можно при помощи нескольких простых советов:
1. Не ставьте на двигатель автомобиля что попало. Это касается не только качества изделий, на которое необходимо обращать внимание в первую очередь. Речь идет также о рекомендациях касательно свечей зажигания, которые дает сам производитель автомобиля. В этом вопросе важно обращать внимание даже на такую их характеристику как калильное число.
2. Как можно чаще заглядывайте под капот и проверяйте состояние свечей зажигания. Не стоит забывать, что важным критерием их работы является даже внешний вид.
3. Хотите увеличить срок службы свечей зажигания – поставьте на двигатель своего «железного коня» свечи из иридия или платины.
4. Используйте только качественное топливо, сгорание которого не будет приводить к образованию копоти на поверхности свечей и остальных деталей двигателя.
5. Регулярно меняйте не только свечи, но и фильтры. Касается это и топливных фильтров, и воздушных, и масляных.
6. Уделите внимание правильности установки свечей. Если зазор будет слишком маленьким, могут возникать проблемы с запуском двигателя. При этом езда с неправильно установленными свечами также приведет к их преждевременному износу.
Но все же главное правило ухода за свечами зажигания – их своевременная замена. Надеемся, наша статья помогла вам узнать ответ на вопрос, когда пора менять свечи и почему это стоит делать в срок.