Установка зажигания ваз 21063. Правильная настройка зажигания на «Шестерке»: инструкция для владельцев. Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа

Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.Электронное зажигание на шестёрку

Схема

Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2106:
1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — свечи зажигания; 3 — экран; 4 — бесконтактный датчик; 5 — катушка зажигания; 6 — генератор; 7 — выключатель зажигания; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — коммутатор

Установка

прежде всего необходимо выставить ВМТ - 4 цилиндра (смотрим по положению бегунка), делать это необходимо, проворачивая храповик коленвала до отметки на шкиву, совмещаем метки 4 и 3 на рисунке);

демонтируем трамблер, свечи и катушку (запоминая цвет проводов подходящих к катушке зажигания);

укладываем новую проводку;

устанавливаем новую высоковольтную катушку зажигания;

трамблер ставим точно так, как стоял старый (установка электронного зажигания ваз 2106,2103, 2107 с двигателями объемом 1.5 и 1.6 литра, немного отличается от других моделей. Эти двигателя имеют разную высоту блока цилиндров и, соответственно, разную длину приводного вала трамблера);

крепим коммутатор (желательно найти место на щите моторного отсека);

вкручиваем свечи и одеваем провода высокого напряжения (порядок работы 1-3-4-2);

подключаем проводку как на схеме:

Как выставить

Для работ вам понадобится 12-вольтовая контрольная лампочка, ключ на 13 и ключ для коленвала:

Выставлять зажигание нужно на неработающем двигателе, с отключенной «минусовой» клеммой АКБ.

Установите поршень первого цилиндра ДВС в положение зажигания. Для этого потребуется выкрутить из него свечу зажигания. Затыкаем свечное отверстие пальцем и при этом крутим коленчатый вал ключом по часовой стрелке.

Когда будет такт сжатия, воздух под давлением начнет сильно выталкивать палец - это то, что нужно.

Теперь важно четко совместить метку на шкиве со второй, которую ищите на крышке привода ГРМ. Метка посредине означает, что выставляется опережение зажигания на 5 градусов.

Бывает, что некоторые не могут найти у себя метки. Но на самом деле метки есть всегда. Просто хорошо протрите поверхности щеткой по металлу, прибавьте света.

После выставления меток можно снимать ключ. Заверните извлеченную свечу назад и подсоедините бронепровод.

Следующим этапом работ станет определение момента зажигания :

Перед началом подключите «минусовую» клемму аккумулятора.

При помощи ключа на 13 нужно немного ослабить крепежную гайку распределителя зажигания.

Здесь понадобится заготовленная контрольная лампочка с двумя проводами. Один вывод подключаем к «массе», второй - к низковольтной катушке зажигания.

Включаем зажигание поворотом ключа в положение «I».

Нужно аккуратно поворачивать корпус распределителя зажигания по часовой стрелке, пока контрольная лампочка не погаснет.

После этого необходимо плавно повернуть ротор распределителя против часовой стрелки - пока не будет разомкнут контакт и не засветится снова лампочка.

Теперь нужно закрутить крепление и проверить поведение машины на ходу.

Регулировка

Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии

Регулировка зажигания ВАЗ 2106 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером. Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы. В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.

Если параметры соответствуют норме, то можно переходить ко второму этапу, заключающемуся в регулировке опережающего угла зажигания. Для начала определим, что распределитель прерыватель в рассматриваемом типе двигателя нуждается в осуществлении момента размыкания единовременно с искрой в первом цилиндре. Это предусматривает опережение верхней мёртвой точки хода поршней для первого цилиндра на 0±1°.

Коррекция угла опережения с помощью стробоскопа

Существует несколько способов регулировки данного показателя, от которого во многом зависит правильная регулировка зажигания ВАЗ 2106 в целом. Наиболее оперативно позволит справиться с этой задачей метод, предусматривающий использование стробоскопа. Аппарат необходимо присоединить к автомобильной электрической сети, при этом необходимо демонтировать и заглушить с трамблера вакуумно-корректурный шланг. Вслед за этим осуществляется прогрев двигателя, до момента удерживания им холостых оборотов с последующим ослаблением болта, отвечающего за фиксацию корпуса трамблера.

Излучаемый стробоскопом свет направляется на шкив коленчатого вала, вращение корпуса трамблера позволит добиться положения, обеспечивающего нахождение видимого положения метки на шкиве напротив соответствующих меток, нанесённых на крышку механизма газораспределения. В этом положении корпус трамблера фиксируется посредством затягивания его болтами. Определяющее значение имеет наличие оборотов холостого хода силового агрегата в процессе регулировки. Если обороты будут выше в работе примет участие центробежный регулятор, что исказит результаты регулировки.

Неисправности

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не запускается

На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного
датчика:
Проделайте следующее:
– обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания
и коммутатором
– неисправен бесконтактный датчик – проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный
датчик замените
Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания: Проделайте следующее:
– обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем
или с катушкой зажигания
– проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените
– неисправен коммутатор – проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените
– не срабатывает выключатель зажигания – проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания: Проделайте следующее:
– неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники
проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их
изоляция
– проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода
– износ или повреждение контактного уголька, зависание его
в крышке датчика-распределителя зажигания
– проверьте и при необходимости замените контактный уголек
– утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе
датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности
крышки
– проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор,
если в них имеются трещины
– перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания – замените резистор
– повреждена катушка зажигания – замените катушку зажигания
Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними
не соответствует норме
Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами
Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе) Замените свечи новыми
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения
к выводам крышки датчика-распределителя зажигания
Присоедините провода в порядке зажигания 1–3–4–2

Двигатель работает неустойчиво или
глохнет на холостом ходу

Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
Большой зазор между электродами свечей зажигания Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами

Двигатель неравномерно и неустойчиво
работает при большой частоте вращения коленчатого вала

Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе
зажигания
Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех
режимах

Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление
проводов или окислены их наконечники
Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените
Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный
нагар; трещины на изоляторе свечи
Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи
замените
Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя
зажигания
Замените контактный уголек
Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя
зажигания
Зачистите центральный контакт
Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя
зажигания
Проверьте, замените ротор или крышку

Двигатель не развивает полной мощности
и не обладает достаточной приемистостью

Неправильная установка момента зажигания Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление
пружин грузиков
Проверьте, замените поврежденные детали
Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке
катушки зажигания не соответствует норме
Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

Периодически установка зажигания вместе с техническим обслуживанием прерывателя-распределителя проводится после очередных 15 000 км. пробега. Такая технологическая регулировка зажигания и обслуживание трамблера не требует особых уникальных знаний, вполне по силам провести ее, не прибегая ни к чьей помощи.

Признаки некорректной установки угла опережения зажигания

К ним относятся:

  • транспортное средство не достигает предельных оборотов силовой установки;
  • увеличенный расход горючего;
  • мотор на холостых оборотах работает неравномерно;
  • двигательный агрегат перегревается;
  • после окончания работы мотора наличествует детонация.

Корректная установка системы зажигания двигателя ВАЗ 2106 состоит из 3 стадий:

Первая стадия – это изменение угла контактов, находящихся в замкнутом виде. Вторая стадия – это установка момента зажигания ВАЗ 2106, а третья – регулировочные действия по системе зажигания во время передвижения транспортного средства. Такая настройка зажигания проводится, когда «шестерка» оборудована контактной системой зажигания или установлен транзисторный коммутатор.

Порядок настройки системы:

  1. Отстегиваем защелки крышки прерывателя-распределителя. При контактной системе предварительно надфилем чистим его контактную группу и тестируем степень их взаимодействия. При надобности немного зажимаем контакт неподвижного типа.
  2. Спецключом для вращения коленчатого вала выбираем такую позицию изделия, когда контактный зазор станет предельно большим (при его отсутствии ставим МКПП в позицию 4 передачи и движением транспортного средства выбираем такой момент).
  3. Отвинчиваем крепеж, фиксирующий группу контактов на подшипниковом основании.
  4. Специальным набором щупов выбираем изделие с шаблоном 0,4 мм и проводим регулировку зазора между контактами, таким образом, чтобы шаблон с трудом проходил между контактами.
  5. Завинчиваем крепеж и фиксируем позицию контактов.
  6. Проводим проверочные замеры щупами 0,35 мм и 0,45 мм. В первом случае, допускается свободное перемещение в зазоре контактной группы, а в случае со вторым щупом не допускается прохождение шаблона.

После проведения регулировочных работ угол между контактами должен быть 55°±3°. Для установки угла зажигания ВАЗ 2106 необходимо иметь под рукой тахометр электронного типа со встроенной функцией замера угловой величины зажигания, либо его аналоги. Производим пуск мотора и подключаем прибор согласно инструкции. При некорректных значениях прибора делается настройка зажигания, и после этого производим очередной замер. При невозможности проведения регулировки требуется заменить группу контактов на новое изделие.


Регулировка углового значения опережения зажигания

Момент появления искры на свече 1 цилиндра позиционирует миг разведения контактной группы, опережающий ВМТ хода поршня 1 цилиндра на значение 0±1. Последующая установка зажигания ВАЗ 2106 стробоскопом относится к разряду удобных и быстрых регулировок. Она проводится в следующем порядке:

  1. Подсоединяем стробоскоп к электрической сети транспортного средства.
  2. Демонтируем шланг октанового корректора прерывателя-распределителя и делаем заглушку на него.
  3. Запускаем мотор и доводим температурный режим до рабочего значения (90 градусов по Цельсию).
  4. Приоткручиваем крепеж корпусной части прерывателя-распределителя.
  5. Для облегчения контроля меток помечаем их белой краской.
  6. Лампу стробоскопа наводим на шкив коленчатого вала.
  7. Проводим установку меток зажигания, совмещая вращением основания трамблера метку на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке ГРМ.
  8. Совместив отметки, закручиваем винтом корпусную часть прерывателя-распределителя, т.е. практически проводим установку распределителя зажигания с фиксацией корпусной части.

Для проведения этого комплекса работ главным требованием остается устойчивость холостых оборотов на работающей силовой установке. Это связано с тем, что при нарастании значений вращения коленвала функционирует регулятор центробежного типа, отчего, в конечном итоге, будет зависеть от качества регулировочных работ.

Также во время установки распределителя зажигания необходимо протестировать и остальные показатели работы системы. Зная порядок установки зажигания ВАЗ 2106, необходимо поднять обороты мотора. Угловое значение опережения обязательно увеличится, т. к. функционирует регуляторное устройство центробежного типа. Проведя эксперимент, можно убедиться, что, если при усредненной скорости вращения коленвала отсоединить трубку корректора вакуумного типа, то угловое значение опережения снижается, а при присоединении – повышается.

Другой тест – проверка кондиции пластины трамблера подвижного типа «шестерки». Если отметка нестабильна, то подшипник уже достаточно изношен.

Для установки угла зажигания ВАЗ 2106 с применением автомобильной лампочки необходимо иметь в наличии такой осветительный прибор и ключ для проворачивания коленчатого вала ТС:

1. Вращаем вал с помощью спецключа до совмещения рисок, причем ротор трамблера (бегунок) должен «смотреть» на 1 цилиндр.
2. Подсоединяем первый контакт автолампы к проводу боббины, а другой – к корпусу мотора.
3. Снимаем центральный провод с прерывателя-распределителя и подносим к корпусной части силовой установки.
4. Немного отвинчиваем крепеж прерывателя-распределителя и ставим ключ на зажигание.
5. Вращаем за основание трамблер по ходу часов, пока автолампа не потухнет, и это показывает, что контактная пара разведена.
6. Потом начинаем вращение против часового хода. При смыкании контактной группы лампочка потухнет.
7. Поворачиваем корпусную часть прерывателя-распределителя по ходу часов, пока автолампа опять не засветится.
8. Завинчиваем корпусную часть в этой позиции.

Если в ТС применяется СЗ на полупроводниках, то при установке зажигания двигателя необходимо наличие электронного прибора для проведения замеров. Тест на корректность установки зажигания двигателя ВАЗ 2106 во время движения:

  • доводим силовую установку до рабочего температурного значения;
  • выбираем прямой сегмент трассы, разгоняем ТС до значения 40-50 км/ч. и, переключившись на самую высокую скорость, резко нажимаем акселератор;
  • в моторе короткое время должны наблюдаться звуки детонации при увеличении скоростного значении автомобиля. При отсутствии такого эффекта требуется сделать вращение прерывателем-распределителем на 1 деление шкалы возле основания против хода часов;
  • при наличии детонационных звуков большей длительности следует вращать трамблер на 1 деление походу часов.

Что такое угол опережения зажигания - он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо. Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество , незнакомых с процессорами и прочими чипами. Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.

На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.

Терминология

Прерыватель-распределитель зажигания - электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на . Часто его называют трамблером .

Опережение зажигания - воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.

Угол опережения зажигания (УОЗ) - угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.

Контактная система зажигания - система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.

Бесконтактная система зажигания - система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала - например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).

Прерыватель системы зажигания - механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.

Бегунок - элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.

Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) - величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание?

Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке - и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный - двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.

В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность , он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно , поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.

Способ лечения один - поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на . Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.

Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.

Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное содержание остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.

Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет содержание остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.

Если есть вопросы - задавайте!

В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации.

Известно, что неверно выставленный момент зажигания приводит к нарушению правильной работы силового агрегата автомобиля. В большинстве случаев именно это является причиной нестабильности работы двигателя на холостых оборотах, существенного снижения его мощности и повышения расхода топлива. В этой статье мы и рассмотрим вопрос, как выставить зажигание на ВАЗ 2101 самостоятельно, то есть без обращения в автосервис.

Прежде всего отметим: описываемая нами инструкция как выставить зажигание ВАЗ 2101 абсолютно справедлива и по отношению к другим моделям «классических» моделей ВАЗ. Так, например, аналогичным описанному ниже процессу, является процесс настройки на моделях ВАЗ 2102, 03, 04, 05, 06, 07, 2121 («Нива»), оснащенных контактной системой зажигания.

Для того чтобы произвести регулировку зажигания ВАЗ 2101, вам потребуются следующие инструменты:

  • рожковой или рожково-накидной ключ на 13мм;
  • ключ для выкручивания свеч;
  • лампа, рассчитанная на напряжение 12В;
  • специальный ключ на 38мм.

Настройка зажигания ВАЗ 2101 – что нужно знать перед началом работы

Настройка производится согласно специальным меткам, которые располагаются на крышке ГРМ. Как можно заметить на фото ниже, на крышке ГРМ находятся три метки:

Метки

Каждая из меток свидетельствует об определенном угле опережения:

  • первая – 10°;
  • вторая – 5°;
  • третья – 0°.

Для определения верхней мертвой точки следует руководствоваться соответствующей меткой на ободе шкива. Данная метка указана на изображении ниже:


Метка на ободе шкива

Как настроить зажигание на ВАЗ 2101 – детальная инструкция

Перед тем как приступить к работе ставим автомобиль на стояночный тормоз, а под задние колеса устанавливаем противокатные упоры. Помните, что при любых ремонтных работах данные подготовительные операции являются обязательными с точки зрении обеспечения техники безопасности, игнорировать которую недопустимо.

1. С помощью свечного ключа выкручиваем свечу первого цилиндра силового агрегата, после чего затыкаем отверстие подходящей пробкой или пальцем.


2. Используя специальный ключ на 38мм, прокручиваем коленвал до того момента, пока в первом цилиндре не начнет происходить такт сжатия. Свидетельством этого будет являться выскочившая из свечного отверстия пробка. Если отверстие вы закрыли пальцем, то вы должны ощутить достаточно сильное давление.


3. Проворачиваем коленвал двигателя до того момента, пока метка на шкиве не будет совпадать с соответствующей риской на крышке ГРМ. Если чаще всего вы используете топливо марки АИ 92, следует добиться совпадения со второй риской; если же вы используете бензин с более низким октановым числом – с третьей (длинной) риской.

4. Аккуратно отстегиваем фиксаторы пластиковой крышки трамблера и снимаем ее:


Снимаем крышку трамблера

5. После прокручивания коленвала ротор трамблера должен располагаться таким образом, чтобы его наружный контакт находился в направлении первого цилиндра двигателя. В том случае, если направление неверно:

  • откручиваем крепление трамблера и, вращая постепенно ось ротора, выставляем его так, чтобы его направление было параллельно двигателю;
  • закручиваем крепежную гайку (полностью не зажимаем).

6. Подключаем лампу 12 В (вольтметр): один провод подсоединяем к клемме катушки зажигания (вывод низкого напряжения), а второй – к «массе».

7. Включаем зажигание и постепенно проворачиваем распределитель вправо. Проворачивать распределитель следует до того момента, пока подключенная лампа не перестанет светиться. Если после включения зажигания лампа не светится, то в описываемой операции нет необходимости.

8. Вращаем, распределитель в правую сторону и в тот момент, при котором начинает светиться лампа, затягиваем крепежную гайку полностью.

9. Производим установку крышки трамблера.

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2101 — проверка

После выполнения всех операций, описанных выше, необходимо произвести проверку правильности настройки зажигания. Проверка выглядит следующим образом:

  1. Заводим автомобиль и трогаемся с места.
  2. Разгоняем автомобиль примерно до скорости 50км/ч, включаем 4-ю передачу и быстро нажимаем на педаль акселератора. После этого должна возникнуть детонация двигателя, которая должна исчезать по мере набора автомобилем скорости.

В ситуации, если детонация двигателя появилась, но по мере разгона машины не исчезла, можно придти к выводу, что установлено раннее зажигание. Если же детонация и вовсе не появилась – зажигание позднее. Решение таких проблем выглядит следующим образом:

  • в первой ситуации необходимо в правую сторону провернуть распределитель примерно на 0,5-1 деление;
  • во второй ситуации необходимо в левую сторону провернуть распределитель на 0,5-1 деление.

На этом вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 21011 и прародителе всех классических моделей ВАЗ – модели 2101, можно считать полностью рассмотренным.

Как можно заметить, каких-либо особых сложностей в установке зажигания нет, и с данной работой справится любой, даже начинающий, автолюбитель.

Несмотря на то что «классика» ВАЗ 2106 давно снята с производства, на российских просторах эксплуатируется немалое количество этих машин. Поскольку их конструкция устарела, то желание владельцев шестой модели Жигулей усовершенствовать её любыми способами вполне понятно. Один из эффективных вариантов - поставить вместо штатной системы зажигания бесконтактную (сокращённо - БСЗ), где искрообразованием ведает электроника. Процедура замены довольно проста и доступна каждому, кто пожелает улучшить работу двигателя своей «шестёрки».

Что собой представляет БСЗ и как она работает?

Чтобы успешно установить и настроить бесконтактное зажигание, желательно понять принцип действия системы, состоящей из следующих элементов:

  1. Главный распределитель зажигания (иначе - трамблёр). Внутри него установлен фотоэлектрический датчик Холла, вакуумный привод корректировки угла опережения и так называемый бегунок с подвижным контактом.
  2. Катушка, создающая импульс высокого напряжения. Имеет 2 обмотки: первичную, состоящую из малого числа витков толстого провода, и вторичную, намотанную тонкой проволокой с большим количеством витков.
  3. Электронный блок - коммутатор, оборудованный алюминиевым радиатором охлаждения. Последний играет роль крепёжного элемента.
  4. Свечи зажигания, соединённые высоковольтными проводами с трамблёром.
  5. Провода для соединения элементов между собой.

Для справки. В штатных устаревших системах ВАЗ 2106 внутри распределителя вместо датчика Холла стояла контактная группа, а коммутатора не было вовсе.

Первый контакт катушки соединяется через реле замка зажигания с генератором, а второй - с блоком управления. Также от неё к трамблёру идёт высоковольтный провод большого сечения. Из распределителя выходит 2 пучка проводов, соединяющих его с коммутатором и свечами зажигания. Система функционирует по такому алгоритму:

  1. После включения зажигания поворотом ключа в замке на первичную обмотку катушки подаётся напряжение 12 В, отчего возникает электромагнитное поле.
  2. Когда происходит вращение коленчатого вала и один из поршней выходит в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), фотоэлектрический датчик посылает сигнал коммутатору, а тот кратковременно разрывает связь катушки с источником напряжения - генератором либо аккумуляторной батареей.
  3. Во время разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс напряжением от 20 до 24 кВ, передаваемый по проводу большого сечения на бегунок трамблёра.
  4. Подвижный контакт бегунка направляет импульс к той свече зажигания, где поршень вышел в ВМТ. Между её контактами проскакивает мощная искра, воспламеняющая смесь топлива с воздухом в камере сгорания.
  5. Вал распределителя приводится в действие шестерёнчатой передачей, связанной с коленчатым валом. Когда очередной поршень движется к ВМТ, вал поворачивается и подвижный контакт соединяется с другой свечой, а датчик Холла посылает следующий сигнал и цикл искрообразования повторяется.

Справка. В старых системах разрыв цепи производился механическим способом с помощью кулачка на валу трамблёра, нажимающего на контактную группу.

Преимущества бесконтактных систем

Для несведущего автолюбителя главным аргументом в пользу БСЗ является тот факт, что на данный момент ни один производитель не выпускает автомобилей с контактно-кулачковой системой искрообразования. Зарубежные бренды отказались от неё в далёких 80-х годах прошлого столетия, а в Российской Федерации механическое зажигание продержалось вплоть до 90-х. Причины отказа вполне понятны:

  • на контактах постоянно проскакивала искра, отчего они подгорали и требовали частой зачистки;
  • контактная группа изнашивалась достаточно быстро, в среднем её хватало на 15-20 тыс. км пробега, после чего элемент приходилось менять;
  • давал о себе знать износ подшипника, на котором размещались контакты, что вызывало нестабильную работу силового агрегата;
  • растягивались пружины грузиков - балансиров.

Все перечисленные неисправности проявлялись поочерёдно, не давая покоя хозяину «классики» Жигулей. Из-за несовершенной конструкции мощность искры на свечах постоянно снижалась, работа двигателя ухудшалась, а расход топлива увеличивался. Новые системы БСЗ лишены подобных недостатков, они отличаются долговечностью и стабильным искрообразованием. Повысилась и мощность искры, поскольку напряжение выходного импульса возросло от 16-18 кВ до 24 кВ, что способствует лучшему воспламенению топлива.

Примечание. В первое время слабым местом отечественных бесконтактных систем считался коммутатор, быстро выходящий из строя и не подлежащий ремонту. Но позже он был усовершенствован и надёжность работы БСЗ повысилась.

Выбор комплекта электронного зажигания

Поскольку «шестёрки» комплектовались тремя разновидностями двигателей (объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 л.), то и комплекты БСЗ для них отличаются по конструкции трамблёра. В моторе 1,3 л. (модель ВАЗ 21063) стоит распределитель с укороченным валом, а в двигателях 1,5 и 1,6 л. (ВАЗ 21061 и 2106 соответственно) этот вал одинаково длинный. Состав комплекта электронного зажигания такой:

  • трамблёр с каталожным номером 38.3706–01 для силового агрегата объёмом 1,3 л. либо 38.37061 - для двигателей 1,5 и 1,6 л.;
  • катушка высокого напряжения с маркировкой 27.3705;
  • электронный блок управления, маркировка - 36.3734 или 3620.3734;
  • провода соединительные.

Внимание! Покупая бесконтактный комплект на «классику» Жигулей, не перепутайте его с изделиями, предназначенными для Нивы ВАЗ 2121, трамблёры внешне очень похожи. Но «нивовская» деталь отличается по техническим характеристикам и маркируется так: 3810.3706, 38.3706–10 или 038.3706–10. Ставить её на «шестёрку» категорически не рекомендуется.

Из производителей, продающих свои комплекты зажигания на территории Российской Федерации, наибольшую популярность среди автомобилистов снискали запчасти от фирмы СОАТЭ из г. Старый Оскол. Стоит отметить, что новые свечи марки А-17ДВР, устанавливающиеся на классические ВАЗы с электроникой, в комплект поставки не входят, их придётся приобрести отдельно. Чтобы ощутить результаты замены в полной мере, также рекомендуется поставить новые высоковольтные провода, если вы не меняли их в недавнем прошлом.

Несмотря на то, что масляный насос является одним из самых надёжных узлов в автомобилях ВАЗ 2106-2107, иногда и он выходит из строя. Для того чтобы произвести его замену, рекомендуется изучить данный материал:

Подготовка к замене БСЗ

Работа по снятию старого зажигания и монтажу нового не требует никаких специальных инструментов, приспособлений или приборов. Не нужна и смотровая канава, а всю операцию можно провести на улице при хорошем дневном освещении. Достаточно располагать таким инструментарием:

  • рожковый ключ размером 13 мм для откручивания гайки крепления распределителя;
  • с помощью ключей на 10 и 8 мм снимается катушка;
  • отвёртка плоская и крестообразная;
  • пассатижи;
  • дрель электрическая или ручная со сверлом под диаметры саморезов крепления коммутатора.

Совет. Для удобства выполнения работ возьмите напрокат или у знакомых накидной ключ с длинной рукояткой, надевающийся на гайку храповика и применяющийся для вращения коленчатого вала вручную.

Для начала выполните несколько этапов предварительной разборки:

  1. Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
  2. Снимите со свечей и крышки распределителя высоковольтные провода.
  3. Выкрутите свечи.
  4. Опустите отвёртку в свечное отверстие 1 цилиндра и поворачивайте коленвал до тех пор, пока поршень в нём не достигнет ВМТ. При этом метка на шкиве вала встанет напротив самой длинной риски, нанесённой на блоке цилиндров.

Совет. Если ключа под гайку храповика у вас не нашлось, коленчатый вал можно поворачивать, вращая вывешенное заднее колесо автомобиля. Не забудьте зафиксировать машину противооткатными средствами, снять с ручного тормоза и включить 4 или 5 передачу.

Сопоставив метки и приготовив новые детали, можно приступать к основному этапу работ.

Порядок установки электронного зажигания

Первым делом необходимо демонтировать старую систему, выполняя операции в такой последовательности:

  1. Отключите высоковольтный провод, идущий от катушки, снимите крышку трамблёра и запомните положение бегунка. Для удобства направление можно отметить мелом на клапанной крышке двигателя.
  2. Отсоедините от распределителя провода и вакуумную трубку, идущую от карбюратора. Открутите гайку крепления ключом на 13 мм и снимите элемент с блока цилиндров.
  3. Отверните гайки контактов высоковольтной катушки и снимите провода, запомнив, куда были подключены жилы от реле замка зажигания и тахометра.
  4. Демонтируйте катушку и уберите её в сторону.

Совет. Между трамблёром и посадочным местом блока цилиндров стоит прокладка, не потеряйте её при снятии детали с авто.

Выполнив разборку, приступайте к монтажу БСЗ, соблюдая следующий порядок действий:

  1. Переставьте прокладку со старого распределителя на новый и снимите с него крышку. Повернув бегунок в нужном направлении, которое вы наметили мелом, вставьте вал трамблёра в гнездо и зафиксируйте его положение гайкой. Сильно её затягивать не стоит, поскольку ещё придётся регулировать зажигание и отпускать гайку снова.
  2. Вкрутите свечи зажигания, предварительно установив зазор между электродами 0,8-0,9 мм. Поставьте крышку распределителя на место и присоедините высоковольтные провода, соблюдая номера цилиндров (выбиты сверху на крышке).
  3. На место старой катушки закрепите новую. Если контакты на ней расположены наоборот, то сначала ослабьте крепёжный хомут, проверните корпус на 180° и установите деталь на авто.
  4. Прикрепите неподалёку от катушки коммутатор. Сняв бачок омывателя, предварительно просверлите в лонжероне кузова 2 отверстия и прикрутите блок саморезами. Обратите внимание: электронный элемент не должен стоять ниже бачка, чтоб его не залило водой в случае протечки.
  5. Возьмите соединительные провода и подключите электронный блок, трамблёр и катушку согласно (прилагается к комплекту БСЗ). Разобраться в ней несложно: разъем от коммутатора подключается к колодке распределителя, а провода - к контактам «Б» и «К» высоковольтной катушки. Не забывайте о жилах, подключённых ранее к старой катушке (в том числе от тахометра), их нужно присоединить к новому элементу таким же образом.
  6. Наденьте на штуцер мембранного узла трамблёра вакуумную трубку, идущую от карбюратора. На этом установка бесконтактной системы закончена.

Справка. В моделях ВАЗ 2106 последних выпусков уже сделаны отверстия, рассчитанные на монтаж коммутатора. Посмотрите внимательно на лонжероне с левой стороны (по ходу движения машины).

Инструкция по монтажу в фотографиях

Бегунок должен стоять в такой позиции перед снятием трамблера Крышка трамблера снимается путем освобождения двух защелок Ключом на 8 и 10 нужно открутить провода от распределителя С катушки снимается высоковольтный провод и откручиваются жилы, ведущие к замку зажигания и тахометру Таким образом трамблер вынимается из блока цилиндров Провода к новой катушке подключаются так же, как к старой Коммутатор ставится на свободном месте выше бачка омывателя Не перепутайте провода, подключая новый распределитель

Видеоролик о монтаже электронной системы на «классику»

Запуск двигателя и настройка зажигания

Если в процессе замены элементов вы не сдвинули метки, а проводку подключили правильно, то «шестёрка» заведётся сразу же. Дайте ей прогреться минуту-другую, манипулируя педалью акселератора, после чего переходите к настройке зажигания. Её выполняют двумя способами:

  • наиболее распространённая методика – «на слух»;
  • с помощью специального прибора - стробоскопа.

Совет. Если двигатель автомобиля не завёлся и при вращении стартера не подаёт признаков жизни, то следует проверить правильность подключения высоковольтных проводов. Причина вторая: во время монтажа вы повернули крышку распределителя на 180°, отчего бегунок стал передавать импульс на 4-й цилиндр вместо первого и наоборот.

Регулировка зажигания «на слух» производится так:

  1. При работающем двигателе ослабьте гайку крепления трамблёра.
  2. Потихоньку поворачивайте его за и против часовой стрелки, добиваясь наиболее стабильной работы силового агрегата. Угол поворота не должен превышать 15°.
  3. Уловив положение чёткой работы двигателя, окончательно затяните гайку распределителя.

С помощью стробоскопа угол опережения зажигания устанавливается не в пример точнее. Если вам удалось раздобыть этот прибор или взять где-то на время, то подключите его к клеммам аккумулятора и высоковольтному проводу первого цилиндра. Запустите мотор и аккуратно поднесите мигающую лампу к меткам на блоке. Стробоскоп поможет увидеть положение риски, выбитой на шкиве, при работающем двигателе. Теперь вы можете ослабить гайку трамблёра и поворотом корпуса добиться совмещения этой риски с последней, самой короткой меткой.

Произвести ремонт карбюратора не сложно, если знать все тонкости проведения процедуры:

После регулировки прогрейте машину до рабочей температуры и попробуйте проехать на ней в разных режимах. Если при резком нажатии на педаль газа слышен стук поршневых пальцев, то вы имеете дело с детонацией, вызванной слишком ранним зажиганием. Ослабьте крепление трамблёра и поверните его по часовой стрелке на 1-2°, не более. Стук должен исчезнуть.

Совет. После монтажа БСЗ нередко случается, что обороты двигателя на холостом ходу возрастают из-за лучшего искрообразования. Частота оборотов уменьшается до значения 850-900 об/мин винтом количества топлива. В карбюраторах типа «Озон» это винт больших размеров, находящийся справа (по ходу движения) в нижней части агрегата. В карбюраторах «Солекс» это пластиковая рукоятка, выглядывающая из задней части и упирающаяся в ось заслонки. Винт «качества» без знания дела трогать не допускается!

Видео о настройке бесконтактного зажигания

Если вы сняли распределитель и высоковольтные провода с крышкой без совмещения меток, то правильно выставить зажигание по новой вам поможет представленный видеоматериал:

Эксплуатация автомобиля с электронной системой разительно отличается от езды на старом зажигании. Двигатель работает гораздо ровнее и стабильнее, а очистка контактной группы уходит в прошлое. Но владельцу ВАЗ 2106 не помешает возить в запасе датчик Холла на случай поломки штатного. Эта деталь ремонту не поддаётся, хотя и ломается достаточно редко.