Самодельный мини трактор для домашнего хозяйства. Как самому сделать мини-трактор из мотоблока. Области применения самодельного минитрактора в домашнем хозяйстве

Минитрактор - это точно такая же сельскохозяйственная техника, как и трактор, но с немного меньшей производительностью, которой жертвуют ради маневренности и экономичности. Кроме того, некоторые экземпляры настолько легкие, что перевозятся в прицепе. Небольшие трактора выполняют все те же задачи, что и аналоги более высокого класса. К ним также можно прицепить навесное оборудование для обработки и удобрения почвы, уборки территории и перевозки различных грузов. Помимо этого, во многих тракторах, даже изготовленных самостоятельно, присутствуют привод вращения вспомогательных агрегатов и гидравлика.

От мотоблока он отличается, прежде всего, тем, что это полноценная сельхозтехника. Конечно, у мощного мотоблока тоже немалый функционал, но при управлении им приходится все время ходить. Это очень утомительно, особенно при обработке большой площади пашни. А делая это самоходной машиной, даже самой маленькой, оператор устает гораздо меньше.
Понимая все преимущества минитракторов, отечественные изобретатели создают своими умелыми руками, подчас, первоклассные экземпляры, и в интернете сейчас можно найти много описаний, схем и даже готовых чертежей подобных самоделок.

Конструкции минитракторов

В большинстве своем самодеятельные конструкторы при изготовлении трактора просто переделывают какое-то серийное изделие, добавляя одни составляющие и упраздняя другие. Это легкий путь, но он не всегда осуществим, т.к. в наличии должна быть комплектная машина.
А конструкция тракторов самоделок, создаваемых с нуля, в каждом случае индивидуальна, поэтому на сегодня многообразие решений просто зашкаливает.
Например, раму для минитрактора делают цельной и ломающейся (называемой «переломкой»), поворот - управляемыми колесами и бортовой, компоновку - классическую или в виде отдельных модулей, позволяющих изменять назначение аппарата. Устанавливают гидравлическую систему и вал отбора мощности.

Трактор от производителя по цене самоделки - весь модельный ряд . Хорошее навесное оборудование для самодельной сельхозмашины покупаем по ссылке . Читаем в этой статье - как проще всего собрать минитрактор из мотоблока .

Предлагаемый ниже самодельный минитрактор является одним из самых простых в изготовлении и позволяет обойтись доступными материалами и деталями.

Но, конечно, тому, кто собрался что-то делать сам, своими руками, рекомендуется обладать техническими навыками, умением работать инструментом и читать чертежи. И, главное, иметь большое количество времени и огромное желание этим заниматься.

Рама

Изготавливают ее из металлопроката. Расчеты на прочность - дело неблагодарное (а в данном случае - и не нужное), поэтому надо просто заранее заложить многократный запас. Исходя из этого, применить швеллер от № 6 до 12 - наилучшее решение для самодельного минитрактора. Делать какие-то «выемки» и «огибания» агрегатов не стоит, т.к. это сильно усложнит и удорожит проект. Обычная плоская «лесенка» - просто и доступно многим.

Как показывает практика для трактора самоделки, полезнее в качестве передней и задней траверс (поперечин) использовать швеллер большего прокатного размера (вплоть до 20), т.к. впоследствии именно к этим траверсам крепятся различные рабочие органы и вспомогательное оборудование. Причем располагать его лучше полками внутрь. Швеллеры лонжеронов (продольных балок) можно располагать как внутрь, так и наружу. Внутри лонжеронов прокладывают топливопроводы и магистрали, которые получаются естественным образом защищены.

По форме самая простая конструкция рамы для самоделки - прямоугольник с двумя и более траверсами, но гораздо большей жесткостью будет обладать рама в виде трапеции. Ширина в передней части должна быть меньше для размещения в минимальных габаритах управляемых колес, а также для возможности наблюдения за движением строго по пахотному ряду. Места соединения лонжеронов и траверс обязательно усилить приваркой косынок.

Компоновка

Относительное расположение агрегатов любого трактора исторически сложилось давно.
Классическая компоновка самоходной машины следующая: двигатель расположен спереди, продольно, над передней осью. К нему через сцепление подсоединяется коробка передач, далее следует раздаточная коробка и за ней - ведущий мост. Между собой валы агрегатов соединяются при помощи карданов и (или) муфт.

Соблюдение этой схемы будет оптимальным вариантом при создании минитрактора, т.к. позволит применить существующие агрегаты без их изменения.
По опыту многих создателей самодельных тракторов, лучше компоновать агрегаты «по месту», не занимаясь излишними черчением и расчетами. Лучший вариант - на готовой раме разместить все основные узлы и механизмы самоделки, установив их на временные опоры (удобно - на деревянные бруски), и, найдя наилучшее взаимное положение, изготавливать кронштейны крепления. Но нельзя забывать, что все узлы на самодельный трактор необходимо крепить через опоры, гасящие вибрации (резиновые подушки). Лучше всего их заимствовать от той же техники, от которой взят агрегат. Еще один важный фактор необходимо учесть. Это развесовка, т.е. распределение полного веса минитрактора по передней и задней осям. Самый приемлемый вариант - 60% веса приходится на ведущие колеса, 40% - на управляемые.

Двигатель для самоделки

С точки зрения тяговооруженности, веса, доступности и дешевизны в ремонте, наиболее логично при изготовлении трактора в «домашних» условиях применить двигатель от автомобилей ВАЗ классических моделей - с 2101 по 2107. Их можно найти в хорошем состоянии по цене металлолома. Если повезет, то одна машина может стать донором большинства деталей для минитрактора.

Мотор со сцеплением и коробкой передач закрепляется как единый блок, что упрощает работу над трактором самоделкой и избавляет создателя от многих трудностей. Обязательно на валу водяного насоса («помпы») установить крыльчатку вентилятора, даже если ее там не было. Ведь скорости у сельхозтехники намного ниже, чем автомобильные, поэтому режим работы мотора минитрактора - такой же, как при стоянии в пробке, что считается тяжелым для любого двигателя. Следовательно, радиатор системы охлаждения самодельного трактора нуждается в принудительном обдуве.

Трансмиссия

Как уже говорилось выше, желательно установить силовую установку на самоделку целиком. В этом случае то, что впоследствии станет минитрактором, уже будет иметь, как минимум, четыре передачи вперед и одну назад. Остается только согласовать оптимальные обороты двигателя трактора и нужную скорость. Для этого будет вполне достаточно раздаточной коробки от любого полноприводного авто. Наиболее подходящий вариант - УАЗ. Кстати, от УАЗа можно использовать и рассматриваемые ранее составляющие, но они тяжелее, расход получившегося трактора будет выше, а вся его мощность будет использоваться редко.

Хороший элемент для соединения валов - упругая муфта, которая установлена на выходном валу ВАЗовской КПП. Изготовив фланец к раздаточной коробке, можно обойтись без промежуточного кардана. А вот от «раздатки» к ведущему мосту кардан обязателен, т.к. нагрузки там существенно выше, и муфта их не выдержит.
Ведущий мост при самостоятельной постройке трактора лучше всего использовать также от автомобиля УАЗ, имеющего бортовые редукторы. Это увеличит, во-первых, тягу, а во-вторых, клиренс (который желательно довести до 450 мм). Необходимый размер колеи самодельного минитрактора получают путем обрезания чулков моста (сужая ее) или изготавливая проставки для крепления колес (расширяя), т.к. номинальная колея УАЗика - 1445мм, что не совпадает с принятыми диапазонами для сельскохозяйственных машин (1260-1285, 1350-1370, 1490-1515, 1790-1815).

Ходовая часть и движитель

Эта система у рассматриваемого самодельного минитрактора почти полностью повторяет аналогичную у тракторов, выпускаемых промышленностью и имеет отличия от автомобильной по некоторым важным моментам. Основное отличие - отсутствие задней подвески, т.е., ведущий мост не крепится к остову на рессорах, а жестко на нем закреплен. Это надо сделать, если планируется смастерить не только сам трактор, но и все сельхоз орудия к нему, с которыми предполагается его использовать. Так как такое навесное оборудование, как плуги, бороны, косилки и прочие, крепящиеся к задней части минитрактора самоделки, очень сильно нагружают заднюю ось и, при наличии на последней задней подвески, быстро приведут ее в негодность. Передний мост на самодельном тракторе, также, можно установить без подвески, комфорт значительно не уменьшится. В качестве поворотных цапф удобно использовать вилки карданных шарниров грузовиков (ЗИЛ, КАМАЗ, КрАЗ), запчасти от которых можно найти в автохозяйствах и на металлоприемках. Две вилки привариваются к балке, или непосредственно к раме, соблюдая соосность, а две ответные - к поворотным кулакам автомобиля-донора. Рулевая трапеция вместе с рулевым механизмом целиком также заимствуется.

Тормозную систему в ее «автомобильном виде» на тракторе, изготавливаемом собственноручно, применять нет смысла, т.к. не те скорости. Достаточно только стояночного тормоза. Однако, привод механизма осуществить не от рычага, а от педали с фиксированным нажатым положением. Тогда самоделку можно будет и притормаживать в движении, и фиксировать на стоянке. Колеса правильнее всего использовать от сельхозмашин, т.к. они имеют нужный протектор, но вполне можно приспособить и покрышки от внедорожников или легких грузовиков, нарезав на них нужный рисунок протектора (лучше - «елочку», для самоочищения). Давление в шинах подбирается опытным путем, чтобы найти оптимальное сочетание комфорта и производительности.

Электрика на самодельном тракторе

Можно применить любые части от чего угодно, главное, чтобы совпадало напряжение генератора и потребителей. Не надо забывать и о том, что аккумуляторная батарея - это емкость с кислотой, поэтому ее необходимо очень прочно закрепить. Рекомендуемое решение - расположить ее под сиденьем минитрактора в специальном ящике, или просто в ограждении.

Фары и габаритные фонари, а также сигналы торможения - элементы желательные, но не обязательные, т.к. эксплуатировать результат своих трудов можно только вдали от другого транспорта.

Движение по дорогам

Далеко не все самоделки конструкторов минитракторов выезжают на дороги общего пользования. И это правильно, т.к. в нашей стране перечислен ряд жестких требований, которым должен удовлетворять транспорт, передвигающийся по ним. Даже если все получилось хорошо, и изделие соответствует всем требованиям, для подтверждения этого необходима будет сертификация, которая стоит очень недешево.

Поэтому двигаться по дорогам на самодельном тракторе запрещено. Если предстоит его доставить к месту выполнения работ, то лучше это сделать на прицепе. Это одна из причин, почему самоделку пытаются облегчить.

В сельском хозяйстве не обойтись без трактора. Однако удовольствие это дорогое, поэтому самодельный трактор своими руками может стать достойным решением этой проблемы. Дело это непростое и требует наличия инструментария, необходимых материалов и знаний, однако и результат приятно порадует.

Как сделать минитрактор своими руками: что для этого нужно?

Наиболее доступным вариантом для минитрактора своими руками является трактор с так называемой ломаной рамой. Такая рама состоит из 2 частей, которые соединены специальным механизмом, основанным на шарнирах. В передней части машины расположено все управление и ходовая. Управление основано на гидравлике, при повороте руля выгибается вся передняя часть, в результате чего осуществляется поворот. Такой подход позволяет упростить конструкцию и сэкономить на некоторых деталях.

Задняя часть проще по конструкции, на ней расположено рабочее место для машиниста трактора, заднего моста и различных приспособлений для установки навесных частей, которыми производится обработка почвы.

Преимущества, которыми обладает самодельный мини-трактор для домашнего хозяйства:

  1. При своих небольших размерах и простой конструкции способен давать результаты, сопоставимые с промышленной техникой.
  2. Имеет отличную маневренность, способен совершить разворот практически на одном участке земли, что для обработки почвы является довольно важным качеством.
  3. Низкий расход топлива. Конечно, потребление топлива зависит от конструкции машины и выполняемой работы, тем не менее обычно расход топлива минимален.
  4. Низкая стоимость, несравнимая с покупным агрегатом. Невысокая стоимость обеспечена дешевизной узлов и деталей, которые часто можно купить с рук или вообще найти.

Недостатки самодельных тракторов:

  • агрегат выполняется из старых, порой отживших свой век деталей, поэтому рекомендуется регулярно проводить техобслуживание машины (в любом случае нет гарантии, что старый узел не выйдет из строя);
  • при выходе из строя старого узла или детали не всегда удается найти замену, так как такие комплектующие в большинстве случаев уже сняты с производства.

Перед тем как начинать поиск запчастей и механизмов, необходимо обдумать конструкцию машины и найти чертежи. Чертежи можно придумать самостоятельно, но лучше всего воспользоваться проектами народных умельцев, которые уже имели опыт сборки подобной техники. Можно заранее посоветоваться с опытным слесарем, который поможет учесть и устранить возможные проблемы заранее и посоветует, как собрать трактор.

Необходимые материалы и инструменты

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • сварочный аппарат с запасом электродов;
  • отрезная машинка с набором отрезных и шлифовальных дисков, хард-щетка для зачистки металла;
  • гаечные ключи, молоток с зубилом;
  • электрическая дрель и набор сверл;
  • оборудование для покраски;
  • может понадобиться токарный станок для расточки некоторых деталей.

Материалы, которые придется найти для того, чтобы собрать минитрактор:

  • металлический швеллер для рамы;
  • ось с колесами;
  • гайки, болты и шайбы различных размеров;
  • водительское сиденье;
  • двигатель, коробка передач, трансмиссия;
  • материалы для создания корпуса, крыши, крыльев;
  • расходные материалы для покраски;
  • смазка для узлов трактора.

Поиск необходимых запчастей и сборка конструкции

Перед тем как начать поиск всех узлов и механизмов, следует знать, что коробка передач, двигатель и ходовая часть должны быть взяты с одного трактора — это позволит избежать сложной работы по подгонке узлов друг к другу.

Какой двигатель наиболее предпочтителен для самодельного трактора? Здесь выбор невелик: рекомендуется найти двигатель УД-2 или УД-4, неплохим вариантом станет двигатель М-67, так как он довольно экономичен и долговечен, требует минимального участия в обслуживании и ремонте. Некоторые народные умельцы в качестве силовой части использовали двигатели от автомобиля Жигули. В этом случае из автомобиля вынимается двигатель с коробкой передач и трансмиссией, отпадает необходимость подгонки механизмов друг к другу, что значительно облегчает сборку.

Перед тем как установить такой двигатель, следует его модернизировать. В нем отсутствует система охлаждения, для этого можно использовать вентилятор, который устанавливается на коленчатый вал. Необходимо установить и кожух, который будет направлять потоки холодного воздуха.

Если используется двигатель от легкового автомобиля, необходимо снизить его обороты в 3 раза с помощью соответствующих шестерней, так как для трактора не нужны такие высокие обороты.

Выбор колес зависит от того, для каких целей предназначен самодельный мини-трактор. Если целью использования машины является перемещение различных грузов, то можно обойтись и колесами на 16 дюймов. Если же трактор будет работать на поле и обрабатывать почву, рекомендуется использовать колеса большего диаметра — это обеспечит лучшее сцепление с грунтом. Если есть желание сэкономить на колесах, можно использовать и автомобильные покрышки, однако следует учитывать, что в этом случае сцепление с почвой может быть недостаточным, а управление может осложниться.

Рама, задний мост и внешняя отделка для мини-трактора

Рама собранного мини-трактора состоит из 2 частей, соединенных шарнирным механизмом. Для изготовления такого механизма можно использовать карданный вал от крупного грузового автомобиля, например, ГАЗ. Не так важно, какая конкретно модель автомобиля будет использована: карданный вал особых различий не имеет.

Задний мост вполне подойдет от старого автомобиля Волга или Москвич, но в этом случае придется их укоротить, поскольку стандартный мост не входит в размеры мини-трактора.

Рама изготавливается из металлического швеллера. Этот материал обладает достаточной прочностью и жесткостью для подобной нагрузки. После монтажа рамы на ней высверливаются отверстия различных диаметров для того, чтобы закрепить основные узлы и механизмы.

Внешнюю отделку можно выполнить из любых материалов: как из металла, так и пластика или стеклоткани с эпоксидной смолой. Конструкцию необходимо хорошо покрасить минимум на 2 слоя краской по металлу. Это необходимо не только для придания трактору хорошего внешнего вида, но и защиты его узлов от коррозии.

Как видно, самоделка вполне окупает себя, и в изготовлении небольшого трактора для сельхозработ (при наличии навыков и инструментов) нет особых сложностей.

В качестве альтернативы заводскому трактору для небольших фермерских хозяйств можно использовать «народные» конструкции.

Описываемый ниже самодельный мини-трактор из мотоблока создан из деталей грузового мотороллера «Муравей» — он отлично зарекомендовал себя при работе на малогабаритных сельских участках. Создать такой мини-трактор своими руками можно при наличии небольшой мастерской и достаточной доли умения.

Конструкция самодельного мини-трактора

Данная конструкция была разработана и испробована на практике студентами Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

Сделать самому такой мини-трактор можно из утиля: различных узлов и деталей от старых серийных машин, выпускаемых отечественной промышленностью.

Агрегат может быть оснащен большим набором сменных прицепных и навесных орудий. Благодаря этому мотоблок можно считать универсальным помощником в приусадебном хозяйстве. Его можно использовать для вспашки и боронования, культивации и окучивания, а также для других операций, связанных с обработкой почвы и уходом за растениями.

Этот трактор можно также применять в сцепке с одноосной тележкой, чтобы перевозить различные хозяйственные грузы, мусор с участка, грунт, песок. Для этого производится небольшая модификация трактора, и водитель размещается на подрессоренном сиденье спереди тележки.

Главные детали самодельного мини-трактора - двигатель ВП-150М, трансмиссия, система отбора мощности, ходовая часть, система управления и прицепное устройство. Все они компонуются на прямоугольной раме из швеллера. Наиболее подходящим для мотоблока этого аппарата можно считать двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» или его аналог, обладающий мощностью в 7,5 л. с. (5,5 кВт), одноцилиндровый, двухтактный и карбюраторный. Он имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления, а также снабжен электронным зажиганием. Также ценно и то, что данный мотор оснащен центробежным вентилятором, ведь прочие двигатели приходится охлаждать различными «кустарными» принудительными способами.

Можно, конечно, использовать и другие двигатели. Но для сравнения достаточно привести основные данные по двигателю ВП-150М. Здесь передача крутящего момента к коробке передач осуществляется косозубой парой шестерен с передаточным числом 3,045.

Коробка передач - трехступенчатая - с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням следующие: для первой передачи - 4,883, для второй - 2,888, для третьей - 1,800. Двигатель и коробка передач сделаны в одном моноблоке. Особых требований по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя в комплекте с муфтой сцепления и коробкой передач нет, в данном случае они регламентируются только рекомендациями завода-изготовителя.

Трансмиссия мотоблока механическая, шестеренчато-цепная, состоящая из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух конечных передач и механизма блокировки колес. Промежуточный вал в этом механизме одновременно служит для отбора мощности и для навесных орудий. Поэтому крутящий момент передается от двигателя на промежуточный вал с помощью цепи с шагом 12,75, ас него далее - на дифференциал с помощью цепи с шагом 15,875 мм. И далее, снова по цепям конечных передач с шагом 15,875 мм, - к ведущим колесам. Звездочка Z1 относится к двигателю, Z4 составляет комплект вместе с дифференциалом, a Z2 и Z3 - от мотоцикла «Восход».

Промежуточный вал сделан из стали 40, он установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Для них можно использовать стандартные фланцевые корпуса (например, от списанных сельхозмашин); крепление к боковым щекам кожуха трансмиссии.

Диаметры посадочных мест вала следует выбирать по размерам ступиц звездочек. Длина зависит от ширины кожуха трансмиссии плюс небольшой запас (для установки с правой стороны двухручьевого приводного шкива диаметром 100-120 мм).

Фотогалерея

Как видно на фото, этот самодельный мини-трактор представляет собой двухколесную машину, управляемую идущим за ней человеком.

Как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства

Раму мотоблока можно сварить из имеющихся под рукой подходящих профилей. Для продольных лонжеронов рамы можно использовать швеллер № 6, а для поперечных - № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам необходимо прикрепить корпуса подшипников полуосей с помощью болтов. Здесь требуется поставить подшипники № 180207 (по два на каждую полуось). Корпуса к ним следует подобрать стандартные (лучше со списанных сельхозмашин).

Установка этих элементов на кронштейны должна осуществляться с особенной тщательностью: необходимо соблюдать соосность колес и перпендикулярность полуосей относительно продольной оси рамы. Это важно для последующей разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками и дальнейшего насаживания их на целиковую ось-оправку, которая впоследствии должна быть распилена на две полуоси.

При правильной установке корпусов оправка в подшипниках полуосей будет свободно вращаться.

После этого к раме в ее задней части следует приварить уголки 25 х 25 мм. Далее к ним привинчивается кожух трансмиссии, сделанный из стального листа толщиной 5-6 мм. Этот элемент необходим в качестве основания для установки промежуточного вала, дифференциала и механизма управления. Задняя сторона кожуха должна иметь съемную крышку, а передняя - кронштейн для крепления топливного бака.

Передняя часть рамы изнутри оснащается приваренными уголками, которые будут служить кронштейном под двигатель с вентилятором принудительного охлаждения.

Ось (или полуоси) необходимо делать из качественной стали. Размеры этого элемента можно корректировать в зависимости от имеющихся в наличии подшипников и размеров ступиц колес. Далее на полуоси с внутренней стороны нужно насадить две полумуфты.

Правая полумуфта должна свободно перемещается на квадрате, а с помощью рычага, установленного на штанге управления, должна вводится в зацепление с левой полумуфтой. Таким образом, обеспечивается жесткое соединение полуосей, т. е. блокировка колес.

Траверса должна поворачиваться на 180° или на требуемый промежуточный угол, чтобы были возможны дополнительные удобства при управлении мотоблоком в процессе работы.

Посмотрите видео «Самодельный мини-трактор», чтобы наглядно увидеть, как конструируется эта сельскохозяйственная машина:

Приспособление к мини-трактору для быстрого полива

Для быстрого полива земельного участка большого размера народными умельцами предлагается еще одна разновидность самодельного трактора. Вернее, это приспособление, которое присоединяется к мини-трактору. В данном случае используется четырехколесный вариант мини-трактора.

Помимо полива, мини-трактор для домашнего хозяйства с помощью этого приспособления и с помощью различных прицепных и навесных устройств можно использовать для различных работ по обработке почвы.

Данная конструкция была разработана на базе двигателя УД-2 с мощностью в 8 л. с. Раму трактора рекомендуется сварить из труб диаметром 40 мм. Для ее жесткости нужно по бокам приварить угольники размером 35 х 35. Задний мост и карданную передачу можно взять от автомобиля «Шкода». Эти детали требуется немного урезать и подогнать по чертежу. Коробку передач также можно взять от этого автомобиля (она имеет три скорости для движения вперед и одну для движения назад). Передний мост вполне можно рассчитать и изготовить самостоятельно из трубы 40 мм в виде коромысла. Тяги берутся от мотоколяски, а рулевая колонка - от автомобиля «Волга». Тормозная система должна быть гидравлической, тормозной цилиндр - от автомобиля ГАЗ-51, бензобак - от зернопогрузчика. А сиденье трактора можно взять от свеклоуборочного комбайна и немного переделать. Колеса для данного трактора, передние и задние, были взяты от тракторных граблей.

В итоге получился полноценный механизм. На передней части рамы собранного трактора требуется расположить только поливной узел. Он должен состоять из шестеренчатого насоса, взятого от гидравлической системы трактора МТЗ-5, который будет работать от привода тракторного двигателя.

В завершение сборки нужно установить на раме трактора бак для воды емкостью не менее 200 л. В процессе работы насос будет качать воду, и подавать ее по шлангу, поливая, таким образом, землю в радиусе до 10 м.

Ручная работа в приусадебном хозяйстве отнимает много сил и времени. Вспашка земли, окучивание картофеля, перевозка грузов — все это тяжелый физический труд, который могут облегчить маленькие . Имея опыт слесарных и сварочных работ, можно изготовить минитрактор своими руками.

Выбор параметров

Тип деятельности, для которого предназначена техника, определяет параметры будущей машины. Размеры самодельного минитрактора будут зависеть от ширины колеи, величины агрегатов и элементов трансмиссии, а мощность двигателя связана с такими характеристиками, как тяжесть перевозимого груза, тип грунта, количество используемых плугов. Поэтому до начала строительства трактора для домашнего хозяйства своими руками необходимо определиться со следующим:

  1. Габариты. От них зависит маневренность и возможность работы на малых участках.
  2. Мощность и тип двигателя. Дизельные двигатели более подходят для такой техники по причине хорошей тяги на низких оборотах. Дизель на 25% экономичнее бензинового двигателя при одинаковой мощности. Он более неприхотлив и долговечен.
  3. Используемое оборудование будет зависеть от мощности двигателя, крутящего момента на ведущих колесах, высоты дорожного просвета. Если техника будет использоваться в зимний период, то нужно предусмотреть крепление отвала для расчистки снега.
  4. Наличие ВОМ. Он нужен для подключения картофелекопалки, сенокосилки, насоса поливальной системы.

Какие чертежи понадобятся

Для того чтобы иметь четкий план работы над проектом постройки минитрактора, понадобятся его чертеж или эскиз. Они составляются исходя из требуемых параметров и тех сборочных единиц, которые нужно установить.


Сборка трактора в домашних условиях происходит из узлов мотоциклов, мотоблоков и автомобилей, бывших в употреблении. Поэтому чертежи составляются на основе тех агрегатов, которые есть в наличии.

Сначала рисуется схема, на которой размещаются двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, шасси. Эти сборочные единицы выстраиваются согласно их конструктивных особенностей и размеров. Составляется кинематическая схема передачи крутящего момента от двигателя до ведущих колес. Затем на чертеже отображаются конструктивные особенности:

  • габариты рамы;
  • материал;
  • точки крепления агрегатов, подвески;
  • усиливающие конструкцию элементы.

Остальные чертежи не так важны, как рамный чертеж, потому что они постоянно корректируются во время изготовления.

Как сделать самодельный минитрактор

Простейший вариант сделать мини трактор своими руками — это переделать бывший в употреблении мотоблок. В нем есть почти все необходимое для постройки:

  • двигатель;
  • сцепление;
  • коробка передач;
  • тракторные колеса с полуосями.


Раму от мотоблока можно использовать как фрагмент рамы минитрактора. Там имеются крепления для двигателя и коробки передач. Сборку нужно производить в следующей последовательности:

  1. Сварить из металлопроката раму со всеми крепежными узлами.
  2. Установить задний и передние мосты.
  3. Закрепить двигатель и элементы трансмиссии.
  4. Собрать рулевое управление.
  5. Закрепить топливный бак, водительское кресло, защитные кожухи.
  6. Сварить устройство для установки навесного оборудования.
  7. Провести электрооборудование и установить осветительные приборы.

В качестве основы можно взять . Для его переделки не требуется мощная рама. Достаточно квадратной трубы сечением 100 мм. С одной стороны крепится сам культиватор, а с другой устанавливается рулевое управление с педальным узлом. Тросы управления газом и сцеплением подключаются к педалям. В середине конструкции устанавливается сиденье для водителя. В задней части варится прицепное устройство.

Рама для самодельного минитрактора

Движение минитрактора происходит по бездорожью, поэтому силовым рамам свойственно испытывать нагрузки на кручение. Лучше всего для них подходит швеллер, уголок или труба квадратного сечения. Размер рамы будет зависеть от габаритов агрегатов и величины нагрузки.

Тяжело представить сельское хозяйство без использования специальной техники. Но большинство частных фермеров не могут позволить себе покупку мини-трактора. На небольших земельных участках можно обойтись ручными инструментами, но на площади более 1 га этого будет недостаточно. Самодельный трактор не уступает по эффективности большинству заводских моделей.

Основные разновидности самодельных тракторов

Из-за высокого расхода топлива, массы и габаритов использование больших и мощных тракторов на маленьком участке неудобно и нерационально. Для их изготовления требуются точные расчеты, которые без инженерных навыков сложно выполнить в домашних условиях.

Мини-трактор считается многофункциональной техникой и способен обрабатывать до 10 га площади. Этого достаточно для частного фермерства. Он должен подходить не только для ухода за огородом, но и для чистки снега, транспортировки грузов и вывоза мусора. При проектировании своей конструкции следует учитывать эти особенности.

Существует 2 подхода к созданию собственного трактора:

  1. Переоборудование готовой сельхозтехники. В подавляющем большинстве в качестве основы выступает мотоблок, к которому присоединяется рама с дополнительной парой колес и местом водителя. Такой способ позволяет быстро и с минимальными усилиями построить простой и функциональный трактор.
  2. Полное изготовление. Применяется при отсутствии базы или при специфических требованиях к технике. В этом случае шасси проектируется и изготавливается самостоятельно, а комплектующие подбираются исходя из финансовых возможностей и конструкционных особенностей.


Некоторые энтузиасты сооружают паровые тракторы. Отдельный котел позволяет использовать практически любой вид горючего топлива. Такой тип преобразования энергии был распространен в 1900-х годах. Из-за низкого КПД, громоздкой конструкции и малого запаса хода паровые двигатели не могут конкурировать с ДВС. Применение устаревших технологий в сельском хозяйстве является затратным мероприятием и используется для развлечения.

Особенности изготовления трактора

Самодельная техника имеет максимально упрощенную схему, а при ее изготовлении используются узлы и агрегаты от другой техники. Целью является получение дешевой и надежной конструкции. Для сборки потребуются базовые навыки обращения с инструментом и минимальные технические знания.

При проектировании собственной конструкции следует использовать детали с минимальными модификациями. Запчасти должны быть легкодоступными и недорогими. Большое количество самодельных элементов в конструкции приведет к увеличению стоимости и продолжительности ремонта.

Выполнение точных расчетов прочности и нагрузок практически невыполнимо в домашних условиях, поэтому рама и остальные несущие узлы конструкции изготавливаются с большим запасом прочности.

При наличии чертежей и необходимого оборудования самому сделать трактор можно за 3 месяца.

Подготовка чертежей

Перед закупкой и подготовкой узлов необходимо составить проект будущего трактора. За основу можно взять чертежи готовых моделей. Запчасти, которыми вы располагаете, могут отличаться от заявленных, а изменить готовую схему конструкции будет несложно. Существуют готовые решения для любых модификаций.


Если нет возможности использовать готовый проект, то необходимо подготовить черновые наброски самостоятельно. В процессе сборки компоновка элементов может измениться, но вы должны понимать, как будут располагаться отдельные узлы.